Когда начинаешь копаться в истории того или иного
здания, так или иначе, ищешь историю не столько дома, сколько людей.
Cтроения сами по себе, без тех, кто в них жил, строил, вкладывал свою
душу - не имеют настоящей ценности. Но когда свершается чудо и
появляются именно люди, со своими характерами, судьбами, проблемами, а
не каменные стены - начинаешь вчитываться в каждую строчку, выискиваешь
каждую мелочь и уже невозможно пройти мимо не задумавшись, не пытаясь
разглядеть хотя бы крупицы прошлого в том здании, которое сейчас в
настоящем.
Наверное, одно из самых примечательных и оригинальных
строений Уралмаша. Входит в комплекс общей застройки площади Первой
пятилетки. Сейчас является архитектурным памятником федерального
значения эпохи конструктивизма, наряду с заводоуправлением
"Уралмашзавода", зданием лаборатории и проходной. Построено в 1933 -
1937 годах по проекту архитекторов В. В. Безрукова и П. В. Оранского.
В годы ВОВ войны по этому адресу располагался эвакогоспиталь №3584. В
поствоенное время здание отдали малосемейным заводчанам.
На этом и заканчивалась та общая информация о доме по
адресу Проспект Культуры, 1, которую я знала и так или иначе долгое
время считала законченной. Чтобы узнать больше всегда надо за что-то
ухватиться, кто-то что-то рассказывал, где-то слышала, читала или прошла
явная нестыковка фактов в разных общих источниках, а иначе пройдешь
мимо - обыйдено, не интересно.
В данном случае первый вопрос, который захотелось для
себя прояснить - почему "Мадрид"? Название гостиницы, если это именно
название, не совсем соответствует годам постройки, социалистическим
реалиям новой эпохи.
Так оно и есть, дом строили скорее не как гостиницу в
нашем современном понимании, а как общежитие для иностранцев и более
того, конкретно в это общежитие ждали испанских беженцев (в Испании в
30-е годы шла гражданская война). С легкой руки журналистов его стали
называть так, как называют теперь: "гостиница Мадрид". Тут, правда тоже
не все ясно, скорее всего, на то, что название прижилось сыграл и
внешний вид здания - нечто "очень напоминающее" европейский стиль и
характер. И, как оказалось, не даром напоминающее…
Помимо известных архитекторов В. В. Безрукова и
П. В. Оранского в проектирования этого здания участвовал немецкий
специалист Бела Шефлер.
Благодаря трудам краеведов Германии и нашего Уралмашзавода сейчас мы уже
кое-что знаем об этом человеке, а вот лет 7 назад никто не связал бы
здание гостиницы с одной из известнейших архитектурных школ Германии
"Баухаузом". Хотя, в общем-то, и сейчас, несмотря не несколько
Германских выставок в нашем городе, посвященных этому архитектурному
течению - слово "Баухауз" не на слуху. Оно может быть и в Европе не
стало бы столько известным, если бы не трагедия этой школы, фактически
раскидавшая ее выпускников и преподавателей по миру.
"Баухауз" - высшая школа строительства и художественного
конструирования, основана в Веймаре (Германия) в 1919 г. В 1925 г. была
переведена в Дессау. По своей сути она исповедовала идеи
конструктивизма: единство функциональности и красоты. Школа по истине
уникальна: в ней преподавались самые разные, подчас совсем не близкие
дисциплины: гончарное ремесло, цветопись, живопись, скульптура,
сценическое искусство… - все, что на взгляд ее создателей могло
позволить учащимся проектировать на грани нескольких искусств,
синтезируя свои знания и умения.
Школа, либеральная по сути, не ввязывалась в идеи нового
социал-националистического режима Германии и в 1933 г. была распущена. С
этого момента и началось активное распространение конструктивизских
идей по всему миру. Преподаватели и студенты эмигрировали в самые разные
страны Европы и Америки, в том числе и Советскую Россию, но если в
Европе их деятельность была замечена и почитаема специалистами
градостроения, то в СССР не смотря на первоначально теплую встречу
судьба оставшихся представителей школы в большинстве своем печальна.
СССР поддерживающая в это время Германию поддержала и официальное
неприятие идей школы и ее представителей.
Бела Шефлер в момент окончательного роспуска школы в
Германии уже жил и работал в СССР, он оказался фактически в первой волне
эмигрантов от "Баухауза", когда в 1930 г. его вместе с одним из
основоположников школы Гaннeca Мейера изгнали из новой Германии.
О дальнейшей судьбе Шефлера в Советском государстве
подробно написал А. ДЖАПАКОВ, (главный специалист Управления архивами
Свердловской области) в своей статье "Возвращение имени: Бела Шефлер":
"…Изгнанники нашли приют в Москве, куда их пригласил Главпромкадр ВСНХ… В
СССР тогда знали эту школу, по достоинству оценивали ее идеи,
демократическую направленность творчества ее выпускников... Шефлер,
владеющий русским языком, определяется переводчиком. Вместе с другими он
готовит переезд в Москву еще одной группы питомцев "Баухауза". Их
восторженно встречают митингами пролетарской солидарности, в Москве и
Харькове организуют выставки работ баухаузовцев. Мейер становится
профессором Всесоюзного архитектурно-строительного института (ВАСИ),
Шефлер - доцентом. Поначалу "Красная бригада" работает над проектами
Гипровтуза, а затем расходится по разным коллективам. Немецкие
архитекторы полны энтузиазма. Они отказываются от всех привилегий,
положенных иностранным специалистам, живут в тех же условиях, получают
ту же зарплату, трудятся в том же режиме, что и их советские товарищи.
Шефлер приехал с просроченным германским паспортом. Ему предлагают
принять советское гражданство. Он без раздумий соглашается. В 1931 году
вступает в ВКП(б), затем - в профсоюз. Кроме ВАСИ он преподает в
Коммунальной академии, участвует в разработке проектов…"
Но вот наступает 1932 г., когда начинается массированная
критика течения "Баухаз" в Германии, поддерживают его и советские
журналисты и Бела Ш. направляют на Урал, в обычный строительный трест,
ПРОРАБОМ!
Сначала Шефлеру повезло чуть больше, чем остальным из
группы Мейера, так же разосланных по далеким советским городам, о
большинстве из них, кроме пункта назначения уже ничего более неизвестно.
Немецкий архитектор в Свердловске был замечен Петром Васильевичем
Оранским, который и взял его в свой проектный отдел. Таким образом,
Шефлер и оказался в группе проектировщиков "Мадрида", в частности "его
авторство прослеживается в росписи интерьеров здания".
"Шефлер работал и над созданием нескольких павильонов на
уралмашевском стадионе (его главным архитектором был П. В. Оранский).
Есть сведения, что Шефлер проектировал архитектурное оформление фасада
заводоуправления Уралмаша, где и поныне располагается администрация
предприятия. Характерный стиль мастера заметен и во внутренней отделке
школы № 22, и трех жилых домов по улице Культуры, главной магистрали
уралмашевского района. И, наконец, здание, где сегодня расположен Музей
истории Уралмашзавода. Искусствовед Астрид Фольйерт, побывавшая в
Екатеринбурге в 2001 году, считает, что это - зримый образец
архитектурного конструктивизма 30-х годов, и оно вполне достойно звания
памятника архитектуры. Сотрудники музея считают, что одним из авторов
этого здания был именно Шефлер. По крайней мере его имя неоднократно
встречается в документах, связанных со строительством. Правда, по своей
специализации он - архитектор малых форм, дизайнер. Но ведь то были годы
ученичества и становления. А в Свердловске работал уже зрелый мастер...
Из биографии Шефлера, написанной в Германии, понятно,
что характер он имел независимый, всякое приспособленчество ему претило,
а значит, и в Свердловске он совершал такие поступки и говорил такие
слова, которые вряд ли пришлись ко двору. Что это были за слова и
поступки, мы уже никогда не узнаем. Но известно, что в марте 1937 года
его исключают из партии, как принятого "с нарушением Устава". В январе
1938 года Свердловский обком восстанавливает Шефлера в рядах ВКП(б).
Однако уже 11 февраля того же года Шефлер арестован и в связи с этим
уволен с работы. В мае следующего, 39-го, произошло то, что по тем
временам можно считать чудом: Шефлера освобождают, поскольку в его
действиях "не обнаружен состав преступления". Его восстанавливают на
работе и даже по ходатайству руководства выплачивают в качестве
компенсации "твердый оклад" за два месяца в сумме 679 рублей.
19 сентября П. В. Оранский пишет в отдел кадров положительную
характеристику на Белу Шефлера. Из управления капитального строительства
завода Шефлера переводят архитектором в только что созданный институт
"Гипротяжмаш".
Но развязка неминуема. В 1941 году, когда фашистские
войска приближаются к Москве, Шефлера арестовывают вновь. Процитирую
выписку из постановления Свердловского обкома КПСС от 13 июня 1989 года:
"...10 января 1942 г. Орджоникидзевским РК ВКП(б) и 2 февраля 1942 г.
Свердловским горкомом ВКП(б) т. Шефлер Б. М. исключен из членов ВКП(б)
как арестованный органами НКВД. 2 февраля 1942 г. бюро Свердловского
обкома ВКП(б) утвердило постановление, исключив т. Шефлера Б. М. из
ВКП(б) как обманным путем пробравшегося в партию... Особым Совещанием
при НКВД СССР 3 октября 1942 г. т. Шефлер Б. М. квалифицирован агентом
германской разведки и приговорен к высшей мере наказания. Документов,
подтверждающих его преступление, в личном деле не имеется. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. т. Шефлер Б. М.
реабилитирован. Бюро Свердловского обкома КПСС в партийном отношении
реабилитировало т. Шефлера Б. М. (посмертно)".
О том, когда и где приговор был приведен в исполнение, ничего неизвестно."
Бывший немецкий архитектор был женат на Евгении Карловне
Черницкой, у них родился ребенок. О судьбе жены и ребенка (по некоторым
источникам у архитектора было 2 дочери) ничего не известно, практически
все исследователи соглашаются, что, скорее всего вся семья
репрессированного сгинула в системе советского ГУЛАГа.
Долгие годы имя Белы Шефлера было забыто, сначала не
упоминалось по политическим причинам, а потом и просто затерялось в
различных архивах. И вполне могло случиться так, что, проходя мимо,
пожалуй, самого оригинального здания Уралмаша никто не вспомнил бы о
трагедии одного из его творцов. Хорошо, если вспомним хотя бы сейчас.