Понедельник, 24.02.2020, 06:33
Наш Уралмаш
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
статьи и видео про уралмаш [26]
Мои статьи [1]
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
яндекс
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования.
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Гостиница "Мадрид".

Когда начинаешь копаться в истории того или иного здания, так или иначе, ищешь историю не столько дома, сколько людей. Cтроения сами по себе, без тех, кто в них жил, строил, вкладывал свою душу - не имеют настоящей ценности. Но когда свершается чудо и появляются именно люди, со своими характерами, судьбами, проблемами, а не каменные стены - начинаешь вчитываться в каждую строчку, выискиваешь каждую мелочь и уже невозможно пройти мимо не задумавшись, не пытаясь разглядеть хотя бы крупицы прошлого в том здании, которое сейчас в настоящем.

Гостиница "Мадрид".

Наверное, одно из самых примечательных и оригинальных строений Уралмаша. Входит в комплекс общей застройки площади Первой пятилетки. Сейчас является архитектурным памятником федерального значения эпохи конструктивизма, наряду с заводоуправлением "Уралмашзавода", зданием лаборатории и проходной. Построено в 1933 - 1937 годах по проекту архитекторов В. В. Безрукова и П. В. Оранского. В годы ВОВ войны по этому адресу располагался эвакогоспиталь №3584. В поствоенное время здание отдали малосемейным заводчанам.

На этом и заканчивалась та общая информация о доме по адресу Проспект Культуры, 1, которую я знала и так или иначе долгое время считала законченной. Чтобы узнать больше всегда надо за что-то ухватиться, кто-то что-то рассказывал, где-то слышала, читала или прошла явная нестыковка фактов в разных общих источниках, а иначе пройдешь мимо - обыйдено, не интересно.

В данном случае первый вопрос, который захотелось для себя прояснить - почему "Мадрид"? Название гостиницы, если это именно название, не совсем соответствует годам постройки, социалистическим реалиям новой эпохи.

Так оно и есть, дом строили скорее не как гостиницу в нашем современном понимании, а как общежитие для иностранцев и более того, конкретно в это общежитие ждали испанских беженцев (в Испании в 30-е годы шла гражданская война). С легкой руки журналистов его стали называть так, как называют теперь: "гостиница Мадрид". Тут, правда тоже не все ясно, скорее всего, на то, что название прижилось сыграл и внешний вид здания - нечто "очень напоминающее" европейский стиль и характер. И, как оказалось, не даром напоминающее…

Помимо известных архитекторов В. В. Безрукова и П. В. Оранского в проектирования этого здания участвовал немецкий специалист Бела Шефлер. Благодаря трудам краеведов Германии и нашего Уралмашзавода сейчас мы уже кое-что знаем об этом человеке, а вот лет 7 назад никто не связал бы здание гостиницы с одной из известнейших архитектурных школ Германии "Баухаузом". Хотя, в общем-то, и сейчас, несмотря не несколько Германских выставок в нашем городе, посвященных этому архитектурному течению - слово "Баухауз" не на слуху. Оно может быть и в Европе не стало бы столько известным, если бы не трагедия этой школы, фактически раскидавшая ее выпускников и преподавателей по миру.

"Баухауз" - высшая школа строительства и художественного конструирования, основана в Веймаре (Германия) в 1919 г. В 1925 г. была переведена в Дессау. По своей сути она исповедовала идеи конструктивизма: единство функциональности и красоты. Школа по истине уникальна: в ней преподавались самые разные, подчас совсем не близкие дисциплины: гончарное ремесло, цветопись, живопись, скульптура, сценическое искусство… - все, что на взгляд ее создателей могло позволить учащимся проектировать на грани нескольких искусств, синтезируя свои знания и умения. Школа, либеральная по сути, не ввязывалась в идеи нового социал-националистического режима Германии и в 1933 г. была распущена. С этого момента и началось активное распространение конструктивизских идей по всему миру. Преподаватели и студенты эмигрировали в самые разные страны Европы и Америки, в том числе и Советскую Россию, но если в Европе их деятельность была замечена и почитаема специалистами градостроения, то в СССР не смотря на первоначально теплую встречу судьба оставшихся представителей школы в большинстве своем печальна. СССР поддерживающая в это время Германию поддержала и официальное неприятие идей школы и ее представителей.

Бела Шефлер в момент окончательного роспуска школы в Германии уже жил и работал в СССР, он оказался фактически в первой волне эмигрантов от "Баухауза", когда в 1930 г. его вместе с одним из основоположников школы Гaннeca Мейера изгнали из новой Германии.

О дальнейшей судьбе Шефлера в Советском государстве подробно написал А. ДЖАПАКОВ, (главный специалист Управления архивами Свердловской области) в своей статье "Возвращение имени: Бела Шефлер":
"…Изгнанники нашли приют в Москве, куда их пригласил Главпромкадр ВСНХ… В СССР тогда знали эту школу, по достоинству оценивали ее идеи, демократическую направленность творчества ее выпускников... Шефлер, владеющий русским языком, определяется переводчиком. Вместе с другими он готовит переезд в Москву еще одной группы питомцев "Баухауза". Их восторженно встречают митингами пролетарской солидарности, в Москве и Харькове организуют выставки работ баухаузовцев. Мейер становится профессором Всесоюзного архитектурно-строительного института (ВАСИ), Шефлер - доцентом. Поначалу "Красная бригада" работает над проектами Гипровтуза, а затем расходится по разным коллективам. Немецкие архитекторы полны энтузиазма. Они отказываются от всех привилегий, положенных иностранным специалистам, живут в тех же условиях, получают ту же зарплату, трудятся в том же режиме, что и их советские товарищи. Шефлер приехал с просроченным германским паспортом. Ему предлагают принять советское гражданство. Он без раздумий соглашается. В 1931 году вступает в ВКП(б), затем - в профсоюз. Кроме ВАСИ он преподает в Коммунальной академии, участвует в разработке проектов…"

Но вот наступает 1932 г., когда начинается массированная критика течения "Баухаз" в Германии, поддерживают его и советские журналисты и Бела Ш. направляют на Урал, в обычный строительный трест, ПРОРАБОМ!

Сначала Шефлеру повезло чуть больше, чем остальным из группы Мейера, так же разосланных по далеким советским городам, о большинстве из них, кроме пункта назначения уже ничего более неизвестно. Немецкий архитектор в Свердловске был замечен Петром Васильевичем Оранским, который и взял его в свой проектный отдел. Таким образом, Шефлер и оказался в группе проектировщиков "Мадрида", в частности "его авторство прослеживается в росписи интерьеров здания".

"Шефлер работал и над созданием нескольких павильонов на уралмашевском стадионе (его главным архитектором был П. В. Оранский). Есть сведения, что Шефлер проектировал архитектурное оформление фасада заводоуправления Уралмаша, где и поныне располагается администрация предприятия. Характерный стиль мастера заметен и во внутренней отделке школы № 22, и трех жилых домов по улице Культуры, главной магистрали уралмашевского района. И, наконец, здание, где сегодня расположен Музей истории Уралмашзавода. Искусствовед Астрид Фольйерт, побывавшая в Екатеринбурге в 2001 году, считает, что это - зримый образец архитектурного конструктивизма 30-х годов, и оно вполне достойно звания памятника архитектуры. Сотрудники музея считают, что одним из авторов этого здания был именно Шефлер. По крайней мере его имя неоднократно встречается в документах, связанных со строительством. Правда, по своей специализации он - архитектор малых форм, дизайнер. Но ведь то были годы ученичества и становления. А в Свердловске работал уже зрелый мастер...

Из биографии Шефлера, написанной в Германии, понятно, что характер он имел независимый, всякое приспособленчество ему претило, а значит, и в Свердловске он совершал такие поступки и говорил такие слова, которые вряд ли пришлись ко двору. Что это были за слова и поступки, мы уже никогда не узнаем. Но известно, что в марте 1937 года его исключают из партии, как принятого "с нарушением Устава". В январе 1938 года Свердловский обком восстанавливает Шефлера в рядах ВКП(б). Однако уже 11 февраля того же года Шефлер арестован и в связи с этим уволен с работы. В мае следующего, 39-го, произошло то, что по тем временам можно считать чудом: Шефлера освобождают, поскольку в его действиях "не обнаружен состав преступления". Его восстанавливают на работе и даже по ходатайству руководства выплачивают в качестве компенсации "твердый оклад" за два месяца в сумме 679 рублей. 19 сентября П. В. Оранский пишет в отдел кадров положительную характеристику на Белу Шефлера. Из управления капитального строительства завода Шефлера переводят архитектором в только что созданный институт "Гипротяжмаш".

Но развязка неминуема. В 1941 году, когда фашистские войска приближаются к Москве, Шефлера арестовывают вновь. Процитирую выписку из постановления Свердловского обкома КПСС от 13 июня 1989 года: "...10 января 1942 г. Орджоникидзевским РК ВКП(б) и 2 февраля 1942 г. Свердловским горкомом ВКП(б) т. Шефлер Б. М. исключен из членов ВКП(б) как арестованный органами НКВД. 2 февраля 1942 г. бюро Свердловского обкома ВКП(б) утвердило постановление, исключив т. Шефлера Б. М. из ВКП(б) как обманным путем пробравшегося в партию... Особым Совещанием при НКВД СССР 3 октября 1942 г. т. Шефлер Б. М. квалифицирован агентом германской разведки и приговорен к высшей мере наказания. Документов, подтверждающих его преступление, в личном деле не имеется. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. т. Шефлер Б. М. реабилитирован. Бюро Свердловского обкома КПСС в партийном отношении реабилитировало т. Шефлера Б. М. (посмертно)".

О том, когда и где приговор был приведен в исполнение, ничего неизвестно."

Бывший немецкий архитектор был женат на Евгении Карловне Черницкой, у них родился ребенок. О судьбе жены и ребенка (по некоторым источникам у архитектора было 2 дочери) ничего не известно, практически все исследователи соглашаются, что, скорее всего вся семья репрессированного сгинула в системе советского ГУЛАГа.

Долгие годы имя Белы Шефлера было забыто, сначала не упоминалось по политическим причинам, а потом и просто затерялось в различных архивах. И вполне могло случиться так, что, проходя мимо, пожалуй, самого оригинального здания Уралмаша никто не вспомнил бы о трагедии одного из его творцов. Хорошо, если вспомним хотя бы сейчас.



Источник: http://www.oldcity.ur.ru/prospektcultur1.html
Категория: Мои статьи | Добавил: otkrey (14.07.2012)
Просмотров: 1354 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
otkrey © 2020
Мы в О.К.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск
    1Яндекс.Метрика1

    Сделать бесплатный сайт с uCoz