Всем давно известный факт.
Начнем с того, что жители Орджоникидзевского района прекрасно осведомлены обо всех положительных и отрицательных характеристиках своего места жительства. Известно: без недостатков не обойтись! Об этом, кстати, люди, строившие район, совсем не думали — если верить книгам, в 20-30-е годы считалось, что недостатки вполне преодолимы — в процессе работы, индустриализации, пятилеток и т.д., в общем, «терпение и труд все перетрут». Именно людям, верящим в возможность создания на каких-то малоизведанных болотах завода-гиганта и места для жизни, да еще такого, чтобы уезжать отсюда не хотелось, — именно подобным людям мы и обязаны существованием Орджоникидзевского района.
Первые годы строительства свидетельствуют о том, что создавался район как настоящий уголок «социализма», где есть все необходимое для удобной, интересной и насыщенной жизни людей: теплые дома, просторные улицы, детский сад и ясли, прекрасные школы (и даже музыкальные!), библиотеки, зеленые парки и скверы с фонтанами, самый большой в городе звуковой кинотеатр, Дворец культуры, стадион. Предусматривалась и фабрика-кухня, чтобы драгоценное время не тратилось на приготовление пищи! В районе были даже цирковые площадки: одна находилась на пересечении улиц Калинина и Орджоникидзе, а вторая, открытая, — в Летним парке (сейчас разваленном и несправедливо обиженном вниманием властей). Приезд циркачей превращался в настоящий карнавал, так как до здания цирка артисты-люди и артисты - животные добирались пешим ходом, то есть в буквальном смысле «по улицам слона водили».
Романтический дух первых пятилеток все еще живет в районе — в названиях улиц — в них только надо вслушаться. Лучше всех это сделал, пожалуй, С. Агеев в своих многочисленных «историях об истории» района. Действительно, топонимика многое может рассказать. «Где вы еще найдете на столь ограниченном пространстве такую коллекцию улиц: Стахановская, Индустрии, Авангардная, Машиностроителей, Новаторов, Культуры, Социалистическая, Коммунистическая?
Среди строителей завода было немало участников гражданской войны. Отсюда и улицы Красных партизан, Красных борцов, Краснознаменная, Восстания, Бакинских комиссаров (кстати, самая длинная на Уралмаше, ее протяженность 3,5 километра). К этой "революционной" группе относится и улица Победы. Многие думают, что это название связано с победой в Великой Отечественной войне. В восьмидесятые годы партком Уралмашзавода даже установил на всем протяжении улицы щиты, на которых разместил информационные материалы о вкладе Уралмашевцев в Великую Победу. Но улица Победы появилась на карте города еще в 1933 г., когда на ней построили пять жилых домов. Так, что тот, кто придумал это название, явно подразумевал победу пролетариата в гражданской войне».
Но у каждой из улиц района еще и своя «трудовая» история, наверное, более адекватная тому, что происходило в стране, — ведь улицы именовались и переименовывались в зависимости от «политического» курса» (к примеру, сегодняшняя улица Кировградская успела побывать «Садовой» и «Кирова», а Социалистическая — сначала ул. Блюхера, а потом — Фидлера), а вот строились они раз и навсегда, часто вопреки стихиям, ландшафтам, в соответствии с революционным «повернуть реки вспять».
Примерно такая история и связана с ул. Победы. Когда-то на месте этой улицы текла речка Камышинка, как говорят историки, «ни дороги, ни мостков по топкому месту не существовало, и летом приходилось перепрыгивать с кочки на кочку». В 1930 году речку «пропустили» через трубу, уложенную в настил, а в 1932 году уже построили несколько двухэтажных домов. Но стихия еще немного поборолась с людьми — пришлось откачивать воду, иначе нельзя было укладывать трубы - мешали поверхностные воды. Постепенно Камышинка сдалась: стала мелеть. В 1933 году улица получила название «Победы» (орджоникидзевцев над Камышинкой или пролетариата над капиталом?). Сейчас «Победы» — вполне современная улица соцгорода, застроенная многоэтажными домами. 0 речке Камышинке напоминает только небольшой пруд на перекрёстке с ул. Ильича. Остается надеяться, что улица станет краше после ремонта, да и пруд не будет забыт — он вполне может быть превращен в зону отдыха - брега бывшей реки Камышинки добавят исторического колорита и сделают отдых еще более приятным.
История улицы Машиностроителей не менее героическая — она берет начало с Рабочего поселка (то есть примерно с 27 года — а это раньше, чем официальная дата образования района). Хорошей дороги, которая связала бы поселок с городом, еще не было. Тогда в 1928 г. строители прорубили просеку до Верхотурского тракта (сейчас: от трамвайного кольца на Площади первой пятилетки до пр. Космонавтов) и начали строить дорогу. Строилась она долгих 11 месяцев, долгих — потому что работы проводились вручную: даже щебенка дробилась по обочинам дороги вручную из булыжников (эту работу проводили деревенские женщины, которых называли "камнебойками").
Так был построен первый отрезок улицы Машиностроителей (чтобы представить — это участок от «Зари» до Площади первой пятилетки), в 1929 году открылось автобусное движение, позже началось строительство трамвайной линии до железнодорожного вокзала. В 1931 году первая трамвайная линия была пущена, но транспорт двигался так медленно, что пассажиров приходилось «заманивать» в трамвай, и не чем-нибудь, а пивом и воблой.
Безусловно, упомянутыми фактами история улиц и района не ограничивается, можно многое рассказать о жизни орджоникидзевцев в годы войны, после нее, но дело не в словах, а в том, что каждое здание, дорожка, дерево — все хранит память о том, как строился наш район, надо лишь попытаться заинтересованно прочитать эту историю. Кажется, в самом начале люди помнили, что они творцы, что их задача — строить, создавать. Было бы неплохо и нам не забывать об этом.
Улицы районные //Темп города.-2005.-20 мая. - С.5
Любимой улицей пройду под разными названьями
Многое отличает жилые кварталы Уралмаша от других районов Екатеринбурга. Прежде всего, наш соцгород это вовсе не типовой «спальный район», вроде Юго-Западного или Ботанического. У него свой неповторимый облик, созданный еще в годы первых пятилеток. Собственно, это и есть настоящий Свердловск, в отличие от географического центра города, которому так и не удалось избавиться от черт старого Екатеринбурга.
Создатели Уралмашзавода были искренне убеждены в том, что строят совершенно новое общество, где все будут жить хорошо. Надо только выполнять и перевыполнять пятилетние планы для успешной индустриализации страны. Поэтому и жилые кварталы Уралмаша замышлялись именно как соцгород, как город будущего, где есть все необходимое для отдыха людей: с просторными и прямыми улицами, зелеными скверами с фонтанами, прекрасными школами (в том числе и музыкальной), библиотеками, детскими яслями, самым крупным в городе кинотеатром (к тому же еще и звуковым), Дворцом культуры, самым большим стадионом... Даже огромная фабрика-кухня предусматривалась, чтобы рабочие и инженеры не тратили свое драгоценное свободное время на приготовление еды.
Романтика начала тридцатых годов отразилась и в наименованиях улиц соцгорода. Где еще вы найдете на столь ограниченном пространстве такую коллекцию улиц: Стахановская, Индустрии, Авангардная, Машиностроителей, Новаторов, Культуры, Социалистическая, Коммунистическая? Среди строителей завода было немало участников гражданской войны. Отсюда и улицы Красных партизан, Красных борцов, Краснознаменная, Восстания, Бакинских комиссаров (кстати, самая длинная на Уралмаше, ее протяженность 3,5 километра).
К этой «революционной группе» относится и улица Победы. Многие думают, что это название связано с победой в Великой Отечественной войне. В восьмидесятые годы партком Уралмашзавода даже установил на всем протяжении улицы щиты, на которых разместил информационные материалы о вкладе уралмашевцев в Великую Победу. Но улица Победы появилась на карте города еще в 1933 г., когда на ней построили первые пять жилых домов. Так что тот, кто придумал это название, явно подразумевал победу пролетариата в гражданской войне.
Особая группа — это улицы, названные в честь руководителей партии и правительства. Без этого в тридцатые годы невозможно было представить новый жилой район. Сейчас на карте соцгорода сохранились только улицы Ильича, Калинина и Орджоникидзе, а раньше «именных» улиц вождей было значительно больше. Прежде всего, главную улицу соцгорода, продолжение главного заводского коридора, назвали в честь вдохновителя пятилетних планов индустриализации страны И.В. Сталина. Тогда же на карте появились улицы Ильича и Калинина. При этом улица Ильича в первой половине тридцатых годов была самой привилегированной. В ее кирпичных домах селились инженеры Уралмаша и иностранные специалисты, рабочие-стахановцы. Там же жил и директор завода.
Еще две улицы, ведущие к заводу, получили имена Ворошилова и Молотова. Надо отметить, что Ворошилов, Молотов и Калинин посещали Уралмашзавод, когда он еще строился, и оказали строителям существенную поддержку. Так что и эти названия отнюдь не случайны. Позже, когда был разоблачен культ личности Сталина, а затем и «антипартийная группировка», в которую входил В.М. Молотов, названия некоторых улиц поменяли. Проспект Сталина стал проспектом Орджоникидзе. Не повезло улице Молотова, ее пере - именовали в улицу 40-летия Октября. Что уж это за дата такая выдающаяся? Или - не лучше - вместо улицы Ворошилова появилась улица 22-го партсъезда. Кошмарные названия, конечно, но к ним как-то привыкли.
В самом начале тридцатых гoдов на Уралмаше были еще две именные улицы, о которых давно забыли: Блюхера и Сулимова. Об этом теперь знают только работники музея Истории Уралмашзавода. Эти наименования тоже вполне логичны и вписываются в сложившуюся топонимику соцгорода (топонимика - совокупность географических названий какой-либо территории). Боевой путь Блюхера в гражданскую войну был связан с Уралом, и поэтому одна из улиц соцгорода была названа в его честь. Но в 1932 г., после смерти главного инженера строительства завода, ее переименовали в улицу Фидлера (наверное, к тому времени все улицы Уралмаша уже получили свои названия). Но улица Фидлера тоже просуществовала недолго: в 1934 г. Владимир Федорович был объявлен «вредителем», и с тех пор эта улица называется Социалистической.
Что же касается улицы Сулимова, то это был явно знак признательности заслуг Данилы Егоровича, председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР. Ранее он возглавлял Уральский обком ВКП (б) и без его энергичной поддержки навряд ли было бы утверждено решение о строительстве Уралмашзавода в Свердловске. В 1937 г. Сулимов был объявлен врагом народа и расстрелян, а улицу, названную в его честь, переименовали в Стахановскую.
И еще немного о переименованных улицах Уралмаша. Сотрудница музея Истории Уралмашзавода Н.Г.Обухова представила редакции «ЗТМ» любопытную справку. Оказывается, улица Красных партизан сначала называлась Урало-Кузнецкой, видимо, как напоминание об официальной цели строительства Уралмашзавода - создании Урало-Кузнецкого комбината. Название было явно неуклюжим, так что переименование улицы вполне объяснимо. Улица Авангардная прежде называлась улицей Уральского пролетариата. Логика этого переименования тоже вполне понятна: одновременно неподалеку возникла улица фактически с тем же названием - Уральских рабочих.
Улица Бакинских комиссаров до 1943 г. называлась улицей Коминтерна, но после того, как И.В. Сталин разогнал Коминтерн, это название пришлось поменять.
«ЗТМ» уже писала о том, что некоторое время улица Кировградская называлась улицей Кирова (а еще ранее - Садовой). Но в Свердловске после убийства Сергея Мироновича оказались две улицы Кирова. Поэтому на Уралмаше и появилось созвучное название: улица Кировградская. Была раньше на Уралмаше еще и улица Красногвардейская, небольшая, всего в два квартала между Кировградской и Уральских рабочих. Дальше, в сторону Веера, она называлась улицей Ломоносова. В конце 50-х годов название Красногвардейская исчезло с карты Уралмаша, осталась только улица Ломоносова. Непонятно, почему городские власти предпочли именно этот вариант, но при всем уважении к великому россиянину, названная в честь него улица явно не вписывается в топонимику соцгорода. Точно также как и другое совершенно нелепое название - улица Избирателей.
И еще один любопытный факт. Оказывается, сначала именем Банникова предполагалось назвать ту улицу, которая теперь называется 22-го партсъезда. После его смерти в 1932 г., на просеке, прорубленной в лесу, даже укрепили соответствующую табличку. Но потом передумали и теперь эта улица является северной границей «Дворянского гнезда».
А, в общем-то, наш соцгород является совершенно уникальным топонимическим заповедником. Нигде в городе Екатеринбурге не встретишь больше такой концентрации «идеологически выдержанных» названий улиц.
И, как всегда, не обошлось, без забавного казуса. В пятидесятые годы на улице Коммунистической появилось Северное кладбище. Почему-то до городских властей так и не дошло, что улица со столь идеологически напыщенным названием не должна вести прямиком к кладбищу. Да и выглядеть она должна получше остальных. На деле же Коммунистическая улица до недавних пор была самой грязной и разбитой в соцгороде.
Сергей Агеев
Агеев С. Любимой улицей пройду под разными названьями // За тяжелое машиностроение.-2002.-6-12 сентября. - С.5
Мы гуляли, вспоминали
Невелика история Орджоникидзевского района, всего лишь 65 лет, а сколько сделано людьми, строившими Уралмаш, Уралэлектротяжмаш и другие заводы! Но район — это не только, заводы, это еще и жилые дома, школы, больницы, дворцы культуры и памятники. Памятники — память о людях, событиях, исторически важных моментах в жизни района, города.
Давайте пройдемся вместе с ребятами по исторической оси Орджоникидзевского района — бульвару Культуры.
У конечной остановки троллейбуса № 17 нас встречает огромная стела с изображением марки «УЗТМ» и десяти орденов, полученных коллективом Уралмашзавода в разные годы. Напротив троллейбусного кольца через дорогу в скверике возле здания УГППУ установлен памятник "Пушкину. Он и раньше стоял здесь, но сделан был из гипса, изредка подновлялся к праздникам и не был виден никому из-за густых зарослей деревьев. К 200-летию со дня рождения поэта скульптуру отлили из бронзы умельцы Уралмашзавода, строители сделали новый постамент.
Несколько шагов к трамвайному кольцу и слева за ним здание лабораторного корпуса с литейным пристроем. На стене, обращенной к площади, мемориальная доска: «Центральная заводская лаборатория, заложена 20 августа 1928 года, открыта 15 июля 1930 года». В 1930 — 1933 годы здесь размещался штаб строительства завода. Здесь работал управляющий Уралмашиностроем А. П. Банников. В начале скверика памятник А. П. Банникову с датами его жизни и барельефом. Он прожил короткую, но очень богатую событиями жизнь: революция, гражданская война и строительство гиганта отечественного машиностроения — Уралмашзавода. Он начинал с нуля в труднейшие годы, когда не было ни денег, ни рабочей силы, ни строительной техники. Все приходилось добывать, пробивать, организовывать. А. П. Банников не дожил до пуска завода всего один год. Он умер в 1932 году в возрасте 37 лет.
Еще несколько шагов и... памятник Серго Орджоникидзе, открытый 24 июля 1955 года (скульптор Г. В. Нерода, архитектор А. А. Бойко). Нарком тяжелоro машиностроения многое сделал для создания и развития тяжелого машиностроения в СССР. Его имя носит Уралмаш, а также главный проспект соцгорода. За памятником — главные проходные УЗТМ, а 3a ними на территории завода стоит последняя самоходка. Постамент напоминает пьедестал «Медного всадника» в Санкт-Петербурге.
Справа от проходной расположено заводоуправление. Оно построено в 1934 году и является характерным образцом конструктивизма 30-х годов. На стене укреплена мемориальная доска с надписью «Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов работал на Уралмашзаводе в 1935 — 1936 гг.».
За зданием заводоуправления вдоль улицы Машиностроителей вытянулся корпус НИИтяжмаша. Это уже архитектура 60-х годов. В 1959 году было принято постановление Свердловского Совнархоза об образовании при Уралмашзаводе института тяжелого машиностроения, куда вошли конструкторские и технологические отделы завода.
Переходим улицу Машиностроителей. Надо снять головные уборы перед мемориалом уралмашевцам, погибшим на полях сражений. На плитах выбиты фамилии почти тысячи уралмашевцев. Список постоянно пополняется. Справа от стелы плита. Под ней хранится частица украинской, земли, привезенная с места захоронения останков Н. И. Кузнецова на холме Славы в г. Львове.
Над комплексом памяти и славы возвышается здание необычной архитектуры: разноцветная окраска этажей, ажурные балконы. Это — «Мадрид». Печать событий истории лежит на нем. Гражданская война в Испании в -1936 году, а в этом здании живут иностранные специалисты. Кто-то назвал общежитие «Мадридом», и здание стало символом борющейся против фашизма Испании. В годы войны здесь был госпиталь.
Бульвар культуры начинается от площади Первой пятилетки. История завода здесь отражена в десяти орденах, полученных Уралмашзаводом не только за создание нового оборудования для предприятий СССР, но и ряда зарубежных стран. Ни один завод в России не имеет такого количества орденов.
По левую сторону бульвара за «Мадридом» довольно скромное двухэтажное здание с большими окнами. Здесь находится музей истории Уралмашзавода, Дом культуры школьников. История здания сложная. Вначале здесь была фабрика-кухня. Потом Дворец культуры имени Сталина. После пуска нового дворца это здание целиком передали школьникам, а левое крыло музею завода. Это тоже памятник архитектуры городского строительства 30-х годов.
За этим зданием в 1998 году вознеслась к небесам золотыми маковками церковь Рождества Христова.
Липовая аллея, ведущая к новому Дворцу культуры, начинается от стелы, установленной в 1983 году в честь 50-летия Уралмашзавода. У ее подножия заложена капсула времени. Она будет вскрыта в год столетия Уралмашзавода.
Площадь перед новым Дворцом культуры. Здесь проходят массовые мероприятия.
Слева от площади — двенадцатиметровая скульптура легендарного разведчика Н. И. Кузнецова скульптора Егорова. Отливку делали уралмашевцы. Отсюда начинается экологическая, туристическая тропа имени. Н. И. Кузнецова, которая была открыта в 1986 году в год 75-летия героя.
За дворцам возвышается Белая башня. Это памятник промышленной архитектуры тридцатых годов. Высота башни 35 метров. Автор проекта — М. Рейшер.
Сразу от подножия башни идет чередой комплекс сооружений заводского стадиона. Для любителей лыж за манежем в лесу построена лыжная база. Ниже стадиона у северного входа в жилом здании весь первый этаж занимает турклуб «Уралмаш». Наш турклуб был организован в 1936 году. Заканчивается исторический маршрут посещением турклуба «Уралмаш» на ул. Фестивальной.
Короткое путешествие по улицам района занимает всего лишь три часа, а памятников на этом маршруте — больше двадцати! Ни один из районов Екатеринбурга не имеет столько памятников. И старым, и малым жителям района есть чем гордиться, на что опираться в трудные годы.
С. Горский
Горский С. Мы гуляли, вспоминали // Ритм.-2000.-18 мая. - С.4
Отсюда центр начинался
При создании генерального проекта соцгорода в 1927 — 1928 годах вся территория его была разбита на пронумерованные кварталы. Будущими улицами являлись тогда прорубленные в таежном лесу просеки с пнями от поваленных деревьев и остатками кустарников. Только в 1933 — 1934 годах все просеки получили названия улиц, несмотря на то, застроены были или нет прилегающие к ним кварталы. Первой была застроена на всем протяжении от площади до улицы Победы улица Ильича. Также было и на улице Стахановской. Другие же улицы застраивались частично. Жилой квартал № 47, ограниченный улицами Культуры, Красных партизан, Банникова, стоял свободным, и только большое каркасное здание столовой рабочих городского строительства стояло в непосредственной близости от Дома техучебы.
Это был один из центральных кварталов, прилегающих к площади Первой пятилетки и Уралмашзаводу.
Дирекция и общественные организации завода поручили проектному отделу приступить к разработке проекта новых домов с лучшей внутренней планировкой квартир и более выразительными фасадами. Эти дома должны были в корне изменить архитектурный ансамбль застройки центра соцгорода. В 1934 году уже ближе к зиме группа проектантов во главе с архитектором П. В. Оранским в составе Г.Иванова, А. Кюне, П. Пильникова, A. Атавина и автора этой статьи принялась за дело. Петр Васильевич Оранский увлекся созданием квартир в 2, 3 и 4 комнаты. Предполагалось, что в каждой квартире будет жить одна семья. Жилые комнаты резко отличались от всего, что было построено до сих пор. Были созданы удобные свободные прихожие, ванные, кухни, жилые комнаты. Предложенные Оранским эскизы обсуждались с большим интересом и пристрастием. Все участники в конечном итоге выразили добро на продолжение работы по созданию более комфортабельного жилья. Руководство и общественные организации завода также одобрили новую планировку квартир. После доработки проекты были надлежаще оформлены и П. В. -- Оранский выехал в Наркомат тяжелой промышленности в Москву, где получил их утверждение почти без поправок. Второй этап проектирования квартала заключался в компоновке этажей. Эта работа была очень длительной и сложной, так как географически здания располагались по-разному, а задача состояла в том, чтобы и все квартиры имели сквозное проветривание и в них ежедневно бывало солнце. И эта задача была решена. Проектанты позаботились и о таких мелочах, как звуконепроницаемость стен, лепные украшения потолков и карнизов, не забыты регулируемая вентиляция ванных и кухонь.
П. В. Оранский был архитектором - художником, и он разрабатывал много вариантов оформления фасадов указанной группы домов во все» деталях. Архитектурное оформление нового квартала резко отличалось от всего, что было построено ранее. Возникла мысль применить впервые для фасадов цветную штукатурку. Но как это сделать? Для этого привлекли строительную лабораторию. Составляли рецепты различных цементно-известковых составов. Эти составы не раз подвергались испытанию на стойкость красок. Работа продолжалась длительное время, так как хотелось, чтобы фасады зданий были красивы, оригинальны и не требовали постоянных ремонтов.
Первыми начали строить дома 1 и 3 по улице Красных партизан. Строили тщательно. Проектанты систематически контролировали ход работ, не допуская отступлений от проекта. В начале 1937 года оба здания были заселены. Никаких недоделок не было. По мере готовности рабочих чертежей закладывались дома № 6 и 8 по улице Культуры. Тогда здесь проходила железнодорожная ветка на лесозавод, от которой проложили тупик в застраиваемый квартал, что способствовало ускорению подачи огромного количества строительных материалов. В 1939 году весь квартал был застроен прекрасными жилыми домами новой планировки.
Стоквартирный дом на улице Красных партизан был принят под жилье в 1942 году, а отделка фасадов завершена в более позднее время. В доме № 1 в 1937 году открыт, первый в нашем районе магазин «Гастроном».
В решение вопросов по благоустройству квартала значительный вклад внесла бывший геодезист проектного отдела В. М. Киселева. Задолго до начала строительства она произвела геодезическую съемку не только внутри квартала, но и по улицам Культуры, Красных партизан и Банникова. Она дала отметки тротуаров, цоколя каждого дома, глубину подвалов, определила направление стоков для талых вод.
Дома, построенные в тридцатые годы, живы по сей день. И это говорит само за себя. Они — немые свидетели тех далеких лет, когда район только начинался.
В. Анфимов
Анфимов В. Отсюда центр начинался // За тяжелое машиностроение.-1984.-17 мая.