Придорожные беседы с бастующими дальнобойщиками, вышедшими против поборов в пользу структуры друзей Путина (фото)
В Екатеринбурге сегодня прошла новая акция протеста дальнобойщиков, недовольных системой дополнительных сборов с большегрузного транспорта «Платон», введенной в стране с 15 ноября. Местом сбора стал район дорожной развязки на пересечении Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД), на участке между Челябинским и Тюменским трактом, и Новокольцовской трассы — Россельбана, как его еще зовут между собой водители. Начало запланировали на 11.00. Корреспонденты Znak.com отправились туда и выяснили, что именно раздражает людей, а также как долго они готовы сопротивляться.
Уже через два часа после начала акции проехать на этом участке ЕКАД было практически невозможно. Принцип действия акции гениально прост. Часть фур становятся на обочину под видом ремонта, остальные едут по проезжей части с черепашьей скоростью, создавая затор. Формально все по закону, придраться не к чему. По факту пробка почти восемь километров длиной.
Прибывшие на место наряды ГИБДД оказались беспомощны, не зная, как справиться с ситуацией. Порой, кстати, возникало ощущение, что они не очень-то и хотят разгонять протестующих — обычных русских мужиков-работяг, зарабатывающих свой кусок хлеба с маслом тяжелым, часто рискованным трудом.
К обеду протестная колонна выехала на Новокольцовскую трассу в сторону Екатеринбурга, сменив, таким образом, дислокацию. И опять — кто-то на обочину, кто-то — медленно по проезжей части. Четыре полосы для движения не спасли ситуацию. Прорваться через затор получалось только у машин ГИБДД и скорой помощи, включавших для этого звуковые спецсигналы и проблесковые маяки. Прочие водители чертыхались, снимали происходящее на смартфоны и… ехали вперед со скоростью 5 км/час. К 16.00 головные машины протестантов достигли пересечения Новокольцовской трассы и Объездной, близ торгового комплекса «Leroy Merlin». Догадаться, зачем это все, нетрудно. Часть машин украшали плакаты «Нет Платону» или «Мы против Платона».
«Вот говорят, этот сбор пойдет на дороги. Я с 2006 года за баранкой. Качество дорог лучше не становится, только ухудшается. За пятилетку сделают участок в 50 километров, чтобы глаза замазать, и все», — возмущался в беседе с корреспондентом Znak.com водитель грузовика из Челябинска. Последствия внедрения системы «Платон» он рассчитал прямо при нас: «Челябинск — Екатеринбург меня заказать - это 8 тыс. рублей в одну сторону, обратно — 8. Мне с Челябинска досюда 200 километров идти по федеральной дороге. Итак, рейс: 200 — туда, 200 — обратно, это 400 километров, умножайте на 3,73 рубля с километра (такса для дальнобойщиков, взимаемая по системе «Платон» — прим. ред.), это грубо 1,5 тыс. рублей. 1,5 тыс. плюсом с ровного места!».
Его коллега из Удмуртии, ковыряющийся в промасленной робе в недрах двигателя своего МАЗа, говорит, что «Платон» фактически третий по счету «побор», взимаемый на улучшение дорожной сети с автовладельцев: «Акцизы на топливо ввели? Ввели! Солярка уже дороже бензина стоит. Транспортный налог платим? Платим!». Сам он по новой системе пока ничего не платил, на вопрос — что дальше? — только разводит руками. Разговорились. Оказывается, работает вместе с напарником посменно. Месяц возит здесь из-за Первоуральска известняк на ОАО «Ключевской завод ферросплавов» (вместе с комбинатом «Русский хром 1915» входит в «МидЮралГрупп»; контролируется Сергеем Гильваргом), месяц отдыхает дома в Удмуртии. Зарплата 30-40 тыс. рублей. Боится, что с введением нового сбора заказчик уйдет, и машину придется ставить «к забору». «В Удмуртии у нас работы вообще нет никакой», — признается мой собеседник.
Много разговоров среди дальнобойщиков про проблемы внедрения новой системы сборов. «Маршрутизаторов (каждая машина должна быть оборудована теперь бортовым устройством расчета платы — прим. ред.) нет. Их выпустили, по-моему, на всю страну 200 тыс., такую цифру кто-то называл, а машин 1,5 млн — данные большого (имеет в виду федерального — прим. ред.) минтранса», — говорит свердловчанин Евгений. Он по образованию юрист, но уже давно работает вместе с отцом на собственном тягаче Volvo, купленном за «миллион двести».
Еще одно больное место - как правильно рассчитать маршрут с учетом того, что платежи в систему «Платон» вносятся авансом. «Приехали в Питер. Разгрузка в северной части города, решили переночевать, а стоянка для дальнобоев — в южной. Это 70 километров по кольцевой, она федеральная трасса. Кинулся платить через онлайн-банкинг, платеж шел шесть часов, а без него нельзя! Ну и смысл какой всего этого?» — привел следующий пример Евгений. Его знакомые уже вторые сутки стоят где-то на трассе из-за того, что понадобилось ехать в объезд, а новый маршрут не оплачен.
Третий дискуссионный вопрос — размер штрафов за езду без авансового платежа в систему «Платон». «На ИП 40 тыс. рублей за первое попадание, 50 тыс. — за повторное, на юридическое лицо 450 тыс. рублей — первое, 1 млн — последующее. Это, считай, равноценно тому, что им машину взял и отдал», — возмущаются мои собеседники.
На правах юриста свердловчанин Евгений переходит к оценке происходящего: «Когда в 2011 году наши власти хотели вводить платные дороги, они уперлись в 74-ю главу Конституции. Она гласит, что на территории России не допускается установление пошлин, сборов и каких-либо еще препятствий для свободного перемещения. Сейчас они нарушили Конституцию. Куда интересно смотрит Конституционный суд, прокуратура, депутаты? Никто ничего не делает, мы сами вынуждены».
С ним согласны практически все. «Даже все эти ассоциации наши - они никакие, плетутся в хвосте за нами. Их даже не слышно было сначала. [Председатель Ассоциации водителей-профессионалов России Александр] Котов сначала на сайте призывал не выходить на митинги, работать. Сейчас вроде как пишет, что его взломали, молодцы, мол, ребята, так и надо. Только где они раньше-то были все до 15 ноября (с этой даты система «Платон» начала работать в России — прим. ред.)?», — развил мысль один из водителей.
О том, что, к примеру, ЦК Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства направляло 22 октября письмо российскому премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой ввести годичный мораторий на взимание платы через систему «Платон» и потом брать ее уже по факту, а не авансом, мои собеседники не слышали. Также, как и про итоговое коммюнике комитета по транспорту Свердловского союза промышленников и предпринимателей, отправленное 28 октября тому же адресату, о двухгодичном моратории.
«Что такое «Платон» — это ООО с уставным капиталом в 100 тыс. рублей. Частная контора, которая собирает колоссальные деньги. И они никому ничего не должны», — переходит Евгений к еще одной болезненной теме. Впрочем, персонально ответственность водители ни на кого не возлагают. Имен близкого президенту РФ Владимиру Путину бизнесмена Игоря Ротенберга (согласно данным «Спарк», владеет 50% в ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», выступающем оператором системы «Платон») и главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова (еще 50% ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» владеет ООО «РТ-Инвест», в число учредителей которого входит госкорпорация) никто не называет. Просто говорят: «власть», «Москва», «они».
К слову, основываясь на открытых данных о текущих сборах в систему «Платон», Евгений делает вывод, что на дорогах России осталось 200 тыс. грузовиков (по числу выданных маршрутизаторов?) и скоро это скажется на малом и среднем бизнесе, который пользуется автомобильными грузоперевозками. «Вот такая ерунда в стране у нас творится, дурдом! И самое смешное, что пропаганда уже работает — люди уверены, что за этим «Платоном» в очередь выстраиваемся», — говорит он. И добавляет: «Мы вышли, чтобы люди хотя бы видели: это не так».
Завтра в Тюмени у дальнобойщиков запланирован еще один митинг. Среди водителей уже ходят разговоры, что кураторов протеста «начали дергать в прокуратуру». И, как считает дальнобойщик из Челябинска, с которым мы разговорились первым, «народ поволнуется еще неделю максимум». На дольше не хватит запала. «Работать надо, семьи кормить, кредиты платить», — повторяет он популярную у многих россиян фразу. Что касается дополнительных платежей в систему «Платон», то скоро их на себе почувствуют все жители этой страны, расплачивающиеся из своих кошельков за покупаемые товары.
В редакцию возвращались на такси, водитель которого то возмущался ростом цен на топливо, то тем, что нет работы на любимом заводе. Вращая баранку, он говорил о том, что тоже готов выйти с дальнобойщиками на трассу. Правда, узнав, что мы журналисты, неожиданно спросил: «Опять все с Путиным свяжете?». Поездка закончилась под его клятвенные заверения о готовности голосовать в 2017 году «за Путина или за [главу Чечни Рамзана] Кадырова».
http://www.znak.com/svrdl/articles/19-11-20-14/104734.html
|