Равнение на юань. Как Китай «держит» доллар.
С 8 января 2016 г. банки КНР получили устное предупреждение от чиновников правительства об ограничении продаж американской валюты.
Отныне каждый покупатель может приобрести лишь 15 000 долларов в неделю - «во избежание спекуляций». Следует отметить, что «зелёные» в Китае и так свободно продаются только в «специальных экономических зонах» - Гуанчжоу, Чжухае и Шэньчжэне. В других городах банки охотно примут у вас баксы, но вот купить их вы не сможете. В последние два года китайская экономика, «перегревшись», находится в глубоком кризисе, её рост снизился на треть: в стране закрываются рестораны, останавливается строительство жилья, падают продажи автомобилей, растёт число безработных. Однако национальная денежная единица Китая - юань - потеряла лишь 10% стоимости по отношению к «зелёному» (бакс вырос с 6 до 6,57 юаня). А вот наш рубль, увы, за это самое время «просел» аж в 2,5 раза. Так каким же образом китайцам удаётся «держать» доллар?
Цены запрещено повышать
В первую очередь в Китае экономика не так «долларизована», как в России. У нас стоило подорожать баксу - и отечественные производители радостно задрали цены на свою продукцию минимум вдвое. Приезжая в КНР 17 лет подряд и заглядывая в продуктовые лавки, я вижу, что стоимость отдельных товаров не изменилась ВООБЩЕ - ни на один фынь (китайскую копейку): рис, соки, мука, пиво и растительное масло стоят по-прежнему. При полной свободе частного бизнеса в Поднебесной с декабря прошлого года покупатель может написать жалобу на завышенную, по его мнению, цену. Тогда в магазин явится государственный инспектор и потребует документы: на каком основании установлена стоимость товара? В России подобные проверки власти лишь пообещали и тут же благополучно о них забыли. Бензин на китайских заправочных станциях подешевел (нефть же падает), а у нас топливо парадоксальным образом становится золотым... Поездки на такси и билеты на общественный транспорт в Китае подорожали за 17 лет на 20% (с Россией лучше и не сравнивать). Воздушные рейсы тоже от курса валюты не зависят: китайские авиакомпании устанавливают цены не в евро, а сугубо в юанях. В крупных городах Китая я встречал множество бизнесменов, за всю жизнь никогда не державших в своих руках бумажек с портретами президентов США. Валюту к оплате нигде не принимают (даже в туристических местах), а к соседям в Азию китайцы ездят с юанями: их охотно берут в любом обменнике. Внутри КНР доллар не нужен, на него не ориентируются и, главное, в нём не хранят сбережения.
Очень мягкое падение
- Специально завышая роль юаня в стране, власти работали на будущее: если наша валюта упадёт по причине кризиса, «посадка» обязана стать очень мягкой, - объясняет журналист канала CCTV Чжан Хэ . - 10 января правительство издало ещё одно постановление: какой бы крах ни произошёл на бирже, юань не может снизиться за месяц больше чем на 2%. Это знак для всех, кто сейчас запаниковал, - наверху контролируют ситуацию. Разумеется, и лимит продажи баксов, и появление двухпроцентного коридора - меры вынужденные и не будут поняты многими бизнесменами. Тем не менее никаких бешеных очередей за долларами в «спецзонах» Китая сейчас не наблюдается, люди не осаждают круглосуточно обменные пункты.
С целью укрепления юаня с 2008 года в Китае усиленно пропагандируется внутренний туризм, и он отлично налажен - в отличие от РФ, где в большинстве мест за ночёвку в обшарпанной гостинице сдерут три шкуры. Поездка в Европу китайцам разрешается только при покупке официального тура в составе организованной группы. Не сказать, что я приветствую последний метод, просто констатирую факт: в Поднебесной делается всё, чтобы доллары не исчезали из страны, и пресекаются любые способы установления «ценников» в валюте. Даже в магазинах дьюти-фри на въезде в Гонконг, в аэропортах Шанхая и Пекина товары продаются исключительно за юани, а не за евро, как в Москве или Санкт-Петербурге. Посему в КНР резко подорожали только иностранные вещи: например, те же айфоны или женские сумочки от международных брендов.
Сравнялся с евро и фунтом
Когда я инспектировал супермаркеты в Урумчи и Пекине и спрашивал, сколько в связи с курсом доллара стоят продукты, мне удивлённо отвечали - да столько же! А с чего они должны дорожать, если вся еда китайского происхождения? «Допустим, я установлю цену выше. И что случится? Люди либо просто не придут, либо начнут покупать в два раза меньше… Я не вижу в этом смысла, - заявил владелец магазина в центре Урумчи. - Стоить больше стали лишь заграничные фрукты, а их у меня меньше одного процента. Прочие товары - электроника, автомобили, ткани, детские игрушки - производятся в КНР. Единственное, что нам приходится покупать за рубежом, - газ и нефть, но они сейчас довольно дёшевы». В общем, можно точно сказать: первый сильнейший удар по экономике Китай выдержал вполне достойно. Более того, на днях китайский юань был включён в пятёрку резервных валют МВФ наравне с евро, долларом, британским фунтом и японской иеной. А вот рублю, к сожалению, такое в ближайшее время вряд ли грозит.
Нефть - как наркотик
Безусловно, насчёт принятых Китаем мер по стабилизации национальной валюты можно поспорить. Но одна вещь очевидна: сразу после снижения юаня был моментально принят комплекс распоряжений, не допустивших его крах. У нас же Центробанк третий год подряд с буддийским спокойствием смотрит на то, как «рубчик» превращается в труху. А отечественный производитель ведёт себя словно в космосе, продолжая увеличивать цены и оправдываться - доллар-то вырос!.. Этим фактом вообще объясняется всё что угодно, включая подорожавший бензин. Однако Китай пошёл по другому пути - и он оказался более успешен. Если у Центробанка нет своих идей, можно заимствовать хотя бы чужие.
Источник
|