15 июля машиностроители УЗТМ отметят
80 лет со дня официального открытия завода. Уралмашевцы не раз
становились «первыми и единственными». Мы же расскажем о малоизвестном:
в 1935 году на заводе изготовили детали и в июле смонтировали под
Свердловском единственную и, как писали тогда газеты: «Первую в Союзе
и самую высокую в Европе» мачту для швартовки дирижаблей.
«Областная
газета» отслеживает тему воздухоплавания и дирижаблестроения в России.
Однажды в ответ на публикацию «Пришвартуем небо к телебашне» пришёл
отклик-вопрос: «А вы знаете, что у нас был дирижаблепорт?». В Интернете
краеведы ударились в поиски. Были версии, что дирижаблепорт располагался
в центре города, но чаще искали его следы на Уктусе. Большинство
источников связало строительство мачты с 1937 годом. Между тем уже
в девятом номере «Уральского следопыта» за 1935 год появился
документальный очерк Михаила Зуева-Ордынца «К причалу!».
Выяснилось,
что проект стальной конструкции изготовили в Дирижаблестрое (теперь это
город Долгопрудный в Московской области). Место под гавань выбрали
в пригороде Свердловска по Челябинскому тракту в полутора километрах
к югу от Нижне-Исетского завода. Место назвали Южной долиной. «Она
похожа на огромную и неглубокую чашу. Стенки чаши — горы, обступившие
долину. Сейчас мы на дне этой чаши. Здесь — центр строительства, —
повествовал Зуев-Ордынец. — Огромная мачта, как сбитый с ног великан,
лежит на земле. Она туго оплетена лесами и шлангами пневматики. По лесам
бегают, копошатся маленькие людишки...
Полужёсткий
корабль «В-6» «Осоавиахим» объёмом 18 тысяч 500 кубометров считался
более скоростным по сравнению с предыдущими моделями советских
дирижаблей. Путь от Свердловска до Москвы он преодолел за 39 часов при
сильном встречном ветре. Автор фото неизвестен.
«Наша мачта будет
самой высокой в Европе, — говорит тов. Ассберг (уполномоченный
Дирижаблестроя, прибывший на производство и монтаж объекта. — Прим.
ред.). Из наиболее интересных европейских мачт назову — английская мачта
в Пульгеме — 36 метров, в Германии, в Штаакене — 16 метров. Высота
нашей мачты — 40 метров».
Поднимали рослую «красавицу» в течение
девяти часов. «Подъём начался в 6 часов утра, — отрапортовал 21 июля
„Уральский рабочий". — Только что склёпанная 32-тонная
конструкция лежала в паутине троссов, штаг, „мертвяков" (закопанных
в землю брёвен)... Подъёмом руководят инженер внешнего монтажа
Уралмашзавода, молодой специалист Орехов и мастер Чубаров». Наконец
в три часа дня все четыре ноги мачты крепко встали на бетонные
фундаменты. Наверху подняли красный флаг.
Первый и единственный
раз воздушный корабль причалил к уральской мачте два года спустя осенью
1937 года. Об этом и дальнейшей судьбе самого мощного советского
дирижабля «СССР В-6», проложившего маршрут «Москва-Свердловск-Москва»,
мы расскажем в других номерах «ОГ».
В 1962 году, когда
о дирижаблях стали забывать, причальную мачту отправили на переплавку.
Деревянное здание дирижабельного вокзала перенесли поближе к городу
на улицу Белинского, 252, превратив в жилой дом. На исходе прошлого века
и его снесли. Говорят, что в память о тех событиях «Дирижаблем» назвали
один из торговых центров Екатеринбурга.
ОБЛ.ГАЗЕТА