otkrey | Дата: Воскресенье, 06.03.2016, 11:31 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
| Ефимов Леонид Александрович
Агеев, С. «Самородок».
Главный конструктор уралмашевских прессов Леонид Александрович Ефимов не был широко известен при жизни, да и сейчас за пределами Уралмаша мало кто слышал о нем.
Хотя конструктором он был выдающимся. Достаточно сказать, что всего шестеро уралмашевцев были удостоены высшей в СССР награды в области науки и техники - Ленинской премии, и среди них - Леонид Ефимов.
ЕГО МАШИНЫ НЕ АФИШИРОВАЛИСЬ
Вся советская страна знала Уралмаш по гигантским машинам - прокатным станам, экскаваторам, буровым установкам. О них много писали в газетах и книгах, снимали фильмы, показывали репортажи по телевидению... Но о самых мощных в мире прессах с маркой «УЗТМ» СМИ молчали - государственная тайна. Ведь именно они были той базой, на которой создавалась колоссальная военная мощь СССР: огромные стратегические бомбардировщики и лучшие в мире многоцелевые истребители, самые мощные в мире атомные подводные лодки и баллистические ракеты, способные поразить любую цель на планете; армады танков... Без уралмашевских прессов не было бы и советских космических программ, поражавших своими масштабами и дерзостью все человечество.
Но о том, что ко всему этому имеет отношение и Уралмаш, почти никто не знал. И даже многие уралмашевцы, совершая полеты на самолетах, не подозревали, что фюзеляжи авиалайнеров, крылья и многие другие детали самолетов изготовлены на прессах с маркой «УЗТМ».
Трудно поверить, но у главного конструктора, под руководством и при самом непосредственном участии которого были созданы десятки уникальных прессов, не было высшего образования. Такое уж время тогда было, когда при назначении на ту или иную должность смотрели, прежде всего, на результаты, а не на «корочки». А результаты у ОГК ТГП, которым руководил Леонид Ефимов, самого небольшого, кстати, конструкторского подразделения НИИтяжмаша, были просто потрясающими. Недаром многие ветераны, вспоминая о Ефимове, обязательно говорят: «Он был самородком, необычайно талантливым конструктором».
Отсутствие высшего образования у него с лихвой компенсировалось феноменальным чутьем на то, какой конструкции должна быть машина, чтобы уложится в заданные заказчиком параметры. Именно чутье, поскольку аналогов таких машин иной раз в мире еще не было. Не было первое время и заводской экспериментальной базы, на которой можно было бы экспериментировать. Будучи главным конструктором, Ефимов успевал детально отслеживать процесс конструирования каждого узла очередного пресса. Как вспоминает ветеран ОГК ТГП Борис Сомов, Леонид Александрович, внимательно вглядываясь в чертеж и чмокая потухшей папиросой «Беломорканал» (а курил он непрерывно), моментально схватывал замыслы конструкторов и тут же раздавал оценки и указания. Чаще всего бывало так:
-Дохло... Дохло все это...
- Так ведь все же рассчитано!
- Все равно - дохло, - и главный конструктор мягким карандашом от руки проводил жирную черту, вдвое, а то и втрое увеличивая толщину детали. - Вот так и делай дальше! А то сломается эта штуковина, полетит, и по морде тебе!
Недоверие Леонида Александровича к расчетам было вполне оправдано: устоявшихся методик расчетов тяжелых гидравлических прессов еще не существовало, расчетчиков было мало, а электронных вычислительных машин не было вообще. Прессов же конструировали много, и почти все они были разные, непохожие друг на друга.
И, как потом оказывалось, именно таких размеров и должны были быть детали, чтобы выдерживать колоссальные нагрузки. Все уралмашевские прессы оказались очень производительными и надежными: в авиационной промышленности они без капитальных ремонтов эксплуатируются уже 50 лет. И, несмотря на солидный возраст, работают теперь не только на российскую авиацию, но и на самые мощные в мире авиационные корпорации Boeing и Airbus. Потому что ничего подобного уралмашевским прессам нет ни в США, ни в Западной Европе, и без них было бы сложно создавать самые крупные в мире авиалайнеры.
КАК ФОРМИРОВАЛСЯ КОНСТРУКТОР
На Уралмашзаводе Леонид Ефимов появился в 1933 г., когда конструкторская служба завода еще только формировалась. Начинал чертежником, и все его образование к тому времени - начальная сельская школа да курсы чертежников, которые он окончил в 1932 г., когда ему было уже 25 лет. До 1930 г. жил в деревне, занимался сельским хозяйством, пока отца не раскулачили.
Леонид устроился в Свердловске столяром, потом совсем немного поработал чертежником в «Востокогипро-мезе». Оттуда при расформировании организации перешел на Уралмаш. Без отрыва от производства новый уралмашевский чертежник приобщался к науке в Учебном комбинате Уралмашзавода. Но только чему можно было там научиться, если отечественное тяжелое машиностроение еще только создавалось?
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так уж случилось, что в декабре 1933 г. сгорел цех 37: взорвались баллоны с ацетиленом и кислородом, вызвав пожар такой силы, что даже кровля цеха обрушилась. Все только что смонтированное импортное оборудование крупнейшего в Европе кузнечно - прессового цеха вышло из строя.
Как восстанавливались прессы без чертежей, на которых сэкономили при их покупке у германских фирм? С поврежденных деталей делали эскизы, потом по этим эскизам готовили рабочие чертежи, а в цехах по ним изготавливали детали.
Эскизирование - работа муторная и кропотливая, но для начинающего конструктора она стала великолепной школой. Тогда Леонид Ефимов впервые получил возможность заглянуть в самое нутро новейших прессов лучших машиностроительных фирм мира, на ощупь проникнуть в тайну взаимодействия всех их частей. Неоценимый опыт...
В 1934 г. Леонида Ефимова назначили конструктором и включили в работу почти над всеми прессами, которые делал завод. У него никто не спрашивал, что он умеет и что не умеет, - раз уж взялся за гуж...
И как он радовался, когда с одного из металлургических заводов пришел отзыв на один из первых уралмашевских прессов усилием всего 800 т, к проектированию которого приложил руку и он, молодой конструктор: «Машина показала высокие эксплуатационные качества, в работе экономична, удобна в управлении». А спроектированный Ефимовым пресс для правки авиационных валов усилием 200 т стал его дипломным проектом в Свердловском машиностроительном техникуме.
Самая значимая предвоенная работа Леонида Ефимова - проект мощного пресса усилием 12 тыс. т для производства дельта-древесины - авиационной фанеры, конструкционного материала для изготовления фюзеляжей и крыльев самолетов.
При тех масштабах авиастроения, которые были запланированы в СССР, алюминия не хватило бы на все самолеты. Из чего же делать скоростные истребители и штурмовики? Ученые предложили тогда для создания воздушного флота новый конструкционный материал - дельта-древесину, многослойную фанеру, пропитанную особыми смолами. Не только прочную, но еще и негорючую. Рассказывают, что Иосиф Сталин этому не поверил и на заседании Политбюро демонстративно выбил угольки из своей знаменитой трубки прямо на представленный образец дельта-древесины. К его удивлению, образец даже не обуглился.
Но для массового производства авиационной фанеры требовались очень мощные гидравлические прессы, которых в СССР не было. Понятно, что в конце 1930-х гг. никто бы и не продал их Советскому Союзу. Решить проблему поручили Уралмашу, на котором по проекту Леонида Ефимова сделали три такие машины, две из которых начали работать в Тюмени и Тавде перед самой войной. И никаких проблем с авиационной фанерой в годы войны не было, фюзеляжи и крылья выпускались даже на мебельных фабриках.
Многие полагают, что только в начале войны советские самолеты были деревянными. Ничего подобного, войну Советский Союз тоже закончил с фанерными самолетами, даже знаменитые скоростные истребители ЛАГГ-3, Ла-5 и Ла-7, на которых летали лучшие советские асы, тоже были деревянными, точнее, из хорошо отполированной и покрытой лаком авиационной фанеры, которую исправно поставляли Тюмень и Тавда. Применялась дельта-древесина и при изготовлении других типов самолетов, в том числе знаменитого штурмовика Ил-2. Подсчитано, что продукция уралмашевских прессов была использована при изготовлении свыше 20 тыс. советских боевых самолетов.
А на базе третьего «фанерного» пресса по предложению Ефимова осенью 1941 г. на Уралмаше были созданы три пресса для правки броне-листов после термической обработки, два из них отправили в Нижний Тагил, а третий трудился на Уралмаше. Без него невозможно было изготовление бронекорпусов танков и самоходок.
ОЧЕНЬ МИЛЫЙ ЧЕЛОВЕК
Так очень кратко и емко характеризует главного конструктора тяжелых гидравлических прессов Леонида Александровича Ефимова Максим Колтышев, отработавший под его руководством не один десяток лет:
- Он был очень вежлив, ни разу никого не распекал, ни на кого не кри-
чал. Но все его указания выполнялись неукоснительно.
Другие конструкторы вспоминают, что Леонид Ефимов был очень скромным и даже старался быть незаметным для начальства.
- Похоже, что высокое начальство не знало его, - утверждает Борис Сомов. - А как иначе объяснить, что к Ленинской премии сначала представили не Ефимова, а его заместителя?
Когда в ОГК ТГП узнали, что их любимого начальника обошли с высокой наградой, конструкторы ринулись в партком завода за объяснениями. И надо отдать должное его секретарю Ивану Потапову - тот сумел выбить для Уралмаша квоту на еще одного лауреата Ленинской премии.
Как и всякий гений, Леонид Александрович иной раз совершал поступки, казавшиеся странными окружающим. Например, упорно не желал подавать заявление о вступлении в Коммунистическую партию. Наверное, унижаться не хотел, все-таки из семьи раскулаченных, да и брат, бывший главный инженер СУГРЭС, был репрессирован. И все это должно было всплыть на приеме в партию, надо было объясняться... До поры до времени начальство терпело беспартийного главного конструктора, но с началом работы над гаммой прессов для авиационной промышленности, когда создавались невиданные и самые мощные в мире штамповочные комплексы, Ефимову предъявили ультиматум: или - или. Дело в том, что руководитель этих конструкторских разработок утверждался на самом высоком уровне - в ЦК КПСС (кстати, это был единственный случай в истории Уралмаша). И Ефимов сдался, в 54 года стал членом партии.
Но и будучи коммунистом, он продолжал демонстрировать свое негативное отношение к идеологии большевиков - упорно не посещал политзанятия. Для молодежи нужно пояснить: раз в месяц каждый уралмашевец должен был примерно с час отсидеть на политучебе, где партийные работники вбивали в головы азы марксизма-ленинизма. Но у Ефимова каждый раз находился предлог для того, чтобы не ходить на политучебу.
Партийное руководство отдела нашло способ поставить на место главного конструктора - опубликовало в стенной газете издевательскую карикатуру на всеми уважаемого конструктора с таким вот стишком:
Ефимов - здесь, Ефимов - там,
Хоть разрывайся весь по швам:
Там нужно дело подписать,
Здесь - указанье срочно дать,
На прессик нужно поднажать,
Там нужно в теннис поиграть,
Здесь нужно садик покопать,
В настольный теннис «резануться»,
Ну как же тут не задохнуться!?
Так, если правду вам сказать,
Где для учебы время брать?
Не так уж и много было увлечений у Леонида Александровича, но тут уж все ему припомнили!
Он был довольно наивным в житейских вопросах и по этой причине иной раз попадал в неприятные истории. Однажды даже оказался под арестом на целые сутки в курортном городе Сочи. Увидел очень роскошный теннисный корт и пришел туда спозаранку с ракеткой. Там его и задержала охрана на сутки для выяснения личности. Ей показалось странным, что взрослый человек не понимает очень простую вещь - столь шикарное спортсооружение построено не для таких, как он!
Но не только своими машинами прославился гениальный конструктор. Под его руководством в ОГК ТГП прошли отличную выучку многие молодые специалисты, со временем сами ставшие замечательными конструкторами. Среди них директор ВНИИМетмаша Владимир Синицкий, начальник главка в Минтяжмаше Павел Мальков, заместитель главного конструктора ОГК ТГП Виталий Васильковский, начальники КБ горизонтальных прессов Лев Штин и Борис Сомов, начальник КБ вертикальных прессов Сергей Горлицын, руководитель группы Людмила Сатовская, главный конструктор ОГК ТГП Андрей Карасев.
Самое главное, Леонид Александрович Ефимов создал великолепную конструкторскую школу тяжелого прессостроения, которая и сейчас пользуется всеобщим уважением среди металлургов России.
Агеев, С. Самородок / С. Агеев // За тяжелое машиностроение. - 2010.-1-15 ноября.- С. 7
|
|
| |