Понедельник, 02.12.2024, 04:01
Наш Уралмаш
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Борис Васильев
otkreyДата: Воскресенье, 06.03.2016, 10:59 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline

М. Ергина "Летят его кони…"

Кто они… Почему кони? Потому что они символизируют жизнь, ее быстротечность. Не случайно Владимир Высоцкий пел: «… чуть помедленнее кони», а удивительный писатель Борис Васильев свою автобиографическую повесть назвал «Летят мои кони». Я же немного перефразировала строку… И посвящаю ее уралмашевцу (!) Борису Львовичу Васильеву. Да, уралмашевцу, ведь широко известный писатель несколько послевоенных лет работал на нашем заводе. Он имел самое прямое отношение к созданию отечественных танков…

В своей книге Ва­сильев пишет: «В 1949 году я работал на Урале инженером-испыта­телем, был весьма актив­ным комсомольцем, играл Петра в «Мещанах», вел концерты, — словом, изо всех сил уничтожал вре­мя, которого так не хва­тает сейчас. И однажды был востребован в завод­ской комитет комсомола.

— Товарищи, я пригла­сил вас, чтобы сообщить приятнейшее известие: к нам едут писатели, — сказал секретарь.

Я оказался в составе «группы приема», и рабо­та закипела. Помню, что к нам направлялись три прозаика (одним из них был Бирюков, автор на­шумевшей тогда «Чай­ки»). Члены «группы при­ема» немедленно прочи­тали все, что успели соз­дать прибывающие гости»

Эта встреча для него стала вскоре как бы им­пульсом к писательскому творчеству. И она случи­лась на Уралмаше.

С помощью уралмашевцев известного конструкто­ра Юрия Альфредовича Муйземнека, лично зна­вшего Бориса Васильева, я разыскала и встрети­лась с друзьями юности писателя.

Юрий Альфредович рас­сказал, что впервые встре­тился с Борисом Ва­сильевым в нашем 102-м цехе на сборке машины, а точнее - объекта № 105 (как тогда в целях кон­спирации говорили). Ма­шина собиралась «со скри­пом». Обстановка была напряженная и нервная. Поджимали сроки. Наб­людал за сборкой воен­ный майор. А подручным v него был молодой лей­тенант, с которым майор был весьма строг: гонял с одного конца цеха на другой. А дисциплина в армии, как известно, бы­ла железной. Приказы выполнялись беспрекословно. Потом выяснилось, что это был первый ра­бочий день на Уралмаше выпускника военной академии бронетанковых войск Бориса Васильева. И... майор его «ставил на место» почти по Кашпировскому.

Молодые люди познакомились. А вскоре в третий отдел Уралмаша (там проектировались танки) пришла работать жена Бориса Васильева Зоря, выпускница этой же академии. В третьем отделе paботали тогда Шура Бричкина (сегодня Александра Яковлевна Беленькова), Николай Торбин, Тоня Борисова, со временем ставшая конструктором (Лутфуллина Антонина Андре­евна). Сложилась дружная компания, не теряющая связей друг с другом до сих пор. Вместе с Illyрой Бричкиной Борис Ва­сильев занимался в сво­бодные часы в заводском драматическом коллективе, мечтал сыграть Отелло. Каждое воскресенье молодежь выезжала на природу, а зимой устраивала «капустники», литературные вечера в общежитии, где жил Муйземнека, по адресу, многих вводившему в заблуждение Свердловск-12, Мадрид-4.

Или на квартире у Васильевых на улице Ильича, в доме №7. Александра Яковлевна Беленькова (Бричкина) рассказывает: «Удивительная это была квартира: длинная комната, по обе стороны стеллажи с книгами. И…больше ничего. А мы сидим на полу - обсуждаем мировые проблемы, песни поем, читаем стихи…»

Борис Львович не за­был, друзей молодости. Когда в 1984 году, уже известным писателем, он приезжал в Свердловск, всем вручил по экземпля­ру своей знаменитой по­вести о войне «А зори здесь» тихие с дарствен­ными надписями. Вот од­на: «Шурочке Бричкиной, которую никогда не за­бывал, чему свидетельст­вом эта повесть» (в пове­сти одна из героинь наз­вана Лизой Бричкиной).

А вот еще: «Тонечке Борисовой от старого и, поверь, верного друга прекрасной, голодной, хо­лодной юности нашей. Борис Васильев».

Антонина Андреевна Лутфуллина принесла в редакцию свой семейный фотоальбом. На некото­рых снимках в кругу уралмашевцев Борис и Зоря Васильевы.

А Юрий Альфредович Муйземнек сказал, что, но дороге в редакцию зашел в книжный магазин, что в здании «Мадрида», и купил там великолепно изданное восьмитомное собрание сочинений Бори­са Васильева. Кстати, Бо­рис Васильев и Зоря жи­ли в первый год их ра­боты на Уралмаше имен­но в этом доме, в обще­житии «Мадрид», в ком­нате № 2. Вот такое ин­тересное совпадение по­лучилось.

Думаю, что сейчас са­мое время перечислить главное из написанного Б. Васильевым: «А зори здесь тихие», «Неопали-мая купина», «Иванов ка­тер», «Не стреляйте белых лебедей», «Завтра была война», «В списках не значился», «Вы чье, ста­ричье», «Суд да дело», «Летят мои кони», «Нача­ло» и так далее. Повести, романы, рассказы. По не­которым сняты фильмы, поставлены спектакли. Кстати, к 50-летию Побе­ды в Москве театр имени Станиславского поставил пьесу по повести «Нача­ло», в которой остро пи­сатель высказался на те­му, почему мы не были подготовлены к войне. Как сообщило на днях центральное телевидение, спектакль готовился к по­становке рядом театров еще раньше — к 30-ле­тию Победы, но... не уви­дел света. А сейчас идет с большим успехом, со слезами на глазах.

Впрочем, у Бориса Ва­сильева нет произведений, которые бы не брали за сердце, не волновали до слез. Может быть, потому что, как пишет сам пи­сатель о себе: «Любая книга имеет двух авто­ров — писателя и чита­теля. Я отношусь к своему читателю как, к соав­тору и стараюсь соответ­ствовать ему, стараюсь жить так, чтобы чувство­вать время, жить не вче­рашним днем, не вчераш­ними заслугами, а теми событиями и заботами, ко­торые возникают сегодня. Я всегда стремлюсь быть искренним». И еще: «...Что бы я ни написал, меня всегда волнует во­прос человеческой нравст­венности»; «Я неистреби­мо верю в доброе начало, но ясно представляю, сколь необходимо именно сегодня не позабыть о сво­ем прошлом... надо иметь мужество оглянуться, что­бы не ошибиться».

Офицерский сын, обитатель военных городков и гарнизонов, со школьных лет он ходил в отцовской гимнастерке, са­погах, шинели. Встретил войну семнадцатилетним под Смоленском. Трижды выходил из вражеского окружения, был ранен. Солдатом получил направ­ление на учебу в танко­вую академию. Все дума­ли, да, и сам он: служить ему всю жизнь до закон­ной отставки. Но, может быть, та встреча на Уралмаше с писателями, о ко­торой я упомянула в на­чале этого материала, сы­грала свою роль в изме­нении цели. Молодой лей­тенант, уралмашевец в 1954 году демобилизовал­ся (хотя пришлось побе­гать по кабинетам) в свя­зи с желанием занимать­ся литературным трудом.

А дальше была Москва, встреча с Борисом Поле­вым, который очень помог начинающему писателю. В 1955 году в ЦТСА гото­вится к постановке его первая пьеса «Офицеры». А Уралмаш, третий от­дел, цехи даже еще в 1962 году продолжали проектировать и изготов­лять танки и жить по за­конам военного времени, так как шла «холодная война». Продолжались ис­пытания этих боевых ма­шин на полигонах, на тан­ковой дороге, проходив­шей через нынешний парк Победы. Кто-то заменил на рабочем месте Бориса Васильева. А он и сегод­ня тепло говорит о нашем заводе:

«На Уралмаше я впер­вые прошел через завод­скую проходную, услышал дыхание рабочей массы, ощутил радость труда, на­стоящего творческого тру­да...»

Мы можем считать себя земляками этого замечательного человека так же, как и он нас. Получилось так, что прежде, чем стать писателем, он был воином и инженером. Его книги воспитывают высокую нравственность, уважение и гордость за русского человека. Васильев убежден: «Душа России воскреснет от добра, а не от того, что ее дергают в разные стороны»... Он в каждой своей повести скорбит о павших на воине, и не ставших, может быть, Пушкиными, Толстыми, Суриковыми, Репиными, Мусоргскими, Чайковскими , Баженовыми и Каза­ковыми, учеными, инже­нерами, рабочими, а став­шими ничем и всем — Землей.

«Война переехала и че­рез меня, — пишет он,— и если не запахала, не искалечила, не задуши­ла, — тяжесть ее все рав­но невозможно сбросить с плеч. Она — во мне, часть моего существа, обу­гленный листок биогра­фии. И еще — особый долг за то, что целым и невредимым оста вила именно меня».

Через день, 21 мая, нашему земляку, уралмашевцу и всероссий­скому писателю Борису Васильеву исполнится 70 лет. Пожелаем ему и его семье, усыновившей и вос­питавшей двух мальчиков-сирот как родных детей, крепкого здоровья и но­вых больших творческих успехов. Пусть летят его кони, но помедленнее. Жизнь продолжается…

Маргарита ЕРГИНА.

Ергина, М. Летят его кони / М. Ергина // Ритм.-1995-20 мая.- С.3
Прикрепления: 7344044.jpg (17.5 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

1Яндекс.Метрика1

Сделать бесплатный сайт с uCoz