otkrey | Дата: Воскресенье, 06.03.2016, 10:59 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
| М. Ергина "Летят его кони…"
Кто они… Почему кони? Потому что они символизируют жизнь, ее быстротечность. Не случайно Владимир Высоцкий пел: «… чуть помедленнее кони», а удивительный писатель Борис Васильев свою автобиографическую повесть назвал «Летят мои кони». Я же немного перефразировала строку… И посвящаю ее уралмашевцу (!) Борису Львовичу Васильеву. Да, уралмашевцу, ведь широко известный писатель несколько послевоенных лет работал на нашем заводе. Он имел самое прямое отношение к созданию отечественных танков…
В своей книге Васильев пишет: «В 1949 году я работал на Урале инженером-испытателем, был весьма активным комсомольцем, играл Петра в «Мещанах», вел концерты, — словом, изо всех сил уничтожал время, которого так не хватает сейчас. И однажды был востребован в заводской комитет комсомола.
— Товарищи, я пригласил вас, чтобы сообщить приятнейшее известие: к нам едут писатели, — сказал секретарь.
Я оказался в составе «группы приема», и работа закипела. Помню, что к нам направлялись три прозаика (одним из них был Бирюков, автор нашумевшей тогда «Чайки»). Члены «группы приема» немедленно прочитали все, что успели создать прибывающие гости»
Эта встреча для него стала вскоре как бы импульсом к писательскому творчеству. И она случилась на Уралмаше.
С помощью уралмашевцев известного конструктора Юрия Альфредовича Муйземнека, лично знавшего Бориса Васильева, я разыскала и встретилась с друзьями юности писателя.
Юрий Альфредович рассказал, что впервые встретился с Борисом Васильевым в нашем 102-м цехе на сборке машины, а точнее - объекта № 105 (как тогда в целях конспирации говорили). Машина собиралась «со скрипом». Обстановка была напряженная и нервная. Поджимали сроки. Наблюдал за сборкой военный майор. А подручным v него был молодой лейтенант, с которым майор был весьма строг: гонял с одного конца цеха на другой. А дисциплина в армии, как известно, была железной. Приказы выполнялись беспрекословно. Потом выяснилось, что это был первый рабочий день на Уралмаше выпускника военной академии бронетанковых войск Бориса Васильева. И... майор его «ставил на место» почти по Кашпировскому.
Молодые люди познакомились. А вскоре в третий отдел Уралмаша (там проектировались танки) пришла работать жена Бориса Васильева Зоря, выпускница этой же академии. В третьем отделе paботали тогда Шура Бричкина (сегодня Александра Яковлевна Беленькова), Николай Торбин, Тоня Борисова, со временем ставшая конструктором (Лутфуллина Антонина Андреевна). Сложилась дружная компания, не теряющая связей друг с другом до сих пор. Вместе с Illyрой Бричкиной Борис Васильев занимался в свободные часы в заводском драматическом коллективе, мечтал сыграть Отелло. Каждое воскресенье молодежь выезжала на природу, а зимой устраивала «капустники», литературные вечера в общежитии, где жил Муйземнека, по адресу, многих вводившему в заблуждение Свердловск-12, Мадрид-4.
Или на квартире у Васильевых на улице Ильича, в доме №7. Александра Яковлевна Беленькова (Бричкина) рассказывает: «Удивительная это была квартира: длинная комната, по обе стороны стеллажи с книгами. И…больше ничего. А мы сидим на полу - обсуждаем мировые проблемы, песни поем, читаем стихи…»
Борис Львович не забыл, друзей молодости. Когда в 1984 году, уже известным писателем, он приезжал в Свердловск, всем вручил по экземпляру своей знаменитой повести о войне «А зори здесь» тихие с дарственными надписями. Вот одна: «Шурочке Бричкиной, которую никогда не забывал, чему свидетельством эта повесть» (в повести одна из героинь названа Лизой Бричкиной).
А вот еще: «Тонечке Борисовой от старого и, поверь, верного друга прекрасной, голодной, холодной юности нашей. Борис Васильев».
Антонина Андреевна Лутфуллина принесла в редакцию свой семейный фотоальбом. На некоторых снимках в кругу уралмашевцев Борис и Зоря Васильевы.
А Юрий Альфредович Муйземнек сказал, что, но дороге в редакцию зашел в книжный магазин, что в здании «Мадрида», и купил там великолепно изданное восьмитомное собрание сочинений Бориса Васильева. Кстати, Борис Васильев и Зоря жили в первый год их работы на Уралмаше именно в этом доме, в общежитии «Мадрид», в комнате № 2. Вот такое интересное совпадение получилось.
Думаю, что сейчас самое время перечислить главное из написанного Б. Васильевым: «А зори здесь тихие», «Неопали-мая купина», «Иванов катер», «Не стреляйте белых лебедей», «Завтра была война», «В списках не значился», «Вы чье, старичье», «Суд да дело», «Летят мои кони», «Начало» и так далее. Повести, романы, рассказы. По некоторым сняты фильмы, поставлены спектакли. Кстати, к 50-летию Победы в Москве театр имени Станиславского поставил пьесу по повести «Начало», в которой остро писатель высказался на тему, почему мы не были подготовлены к войне. Как сообщило на днях центральное телевидение, спектакль готовился к постановке рядом театров еще раньше — к 30-летию Победы, но... не увидел света. А сейчас идет с большим успехом, со слезами на глазах.
Впрочем, у Бориса Васильева нет произведений, которые бы не брали за сердце, не волновали до слез. Может быть, потому что, как пишет сам писатель о себе: «Любая книга имеет двух авторов — писателя и читателя. Я отношусь к своему читателю как, к соавтору и стараюсь соответствовать ему, стараюсь жить так, чтобы чувствовать время, жить не вчерашним днем, не вчерашними заслугами, а теми событиями и заботами, которые возникают сегодня. Я всегда стремлюсь быть искренним». И еще: «...Что бы я ни написал, меня всегда волнует вопрос человеческой нравственности»; «Я неистребимо верю в доброе начало, но ясно представляю, сколь необходимо именно сегодня не позабыть о своем прошлом... надо иметь мужество оглянуться, чтобы не ошибиться».
Офицерский сын, обитатель военных городков и гарнизонов, со школьных лет он ходил в отцовской гимнастерке, сапогах, шинели. Встретил войну семнадцатилетним под Смоленском. Трижды выходил из вражеского окружения, был ранен. Солдатом получил направление на учебу в танковую академию. Все думали, да, и сам он: служить ему всю жизнь до законной отставки. Но, может быть, та встреча на Уралмаше с писателями, о которой я упомянула в начале этого материала, сыграла свою роль в изменении цели. Молодой лейтенант, уралмашевец в 1954 году демобилизовался (хотя пришлось побегать по кабинетам) в связи с желанием заниматься литературным трудом.
А дальше была Москва, встреча с Борисом Полевым, который очень помог начинающему писателю. В 1955 году в ЦТСА готовится к постановке его первая пьеса «Офицеры». А Уралмаш, третий отдел, цехи даже еще в 1962 году продолжали проектировать и изготовлять танки и жить по законам военного времени, так как шла «холодная война». Продолжались испытания этих боевых машин на полигонах, на танковой дороге, проходившей через нынешний парк Победы. Кто-то заменил на рабочем месте Бориса Васильева. А он и сегодня тепло говорит о нашем заводе:
«На Уралмаше я впервые прошел через заводскую проходную, услышал дыхание рабочей массы, ощутил радость труда, настоящего творческого труда...»
Мы можем считать себя земляками этого замечательного человека так же, как и он нас. Получилось так, что прежде, чем стать писателем, он был воином и инженером. Его книги воспитывают высокую нравственность, уважение и гордость за русского человека. Васильев убежден: «Душа России воскреснет от добра, а не от того, что ее дергают в разные стороны»... Он в каждой своей повести скорбит о павших на воине, и не ставших, может быть, Пушкиными, Толстыми, Суриковыми, Репиными, Мусоргскими, Чайковскими , Баженовыми и Казаковыми, учеными, инженерами, рабочими, а ставшими ничем и всем — Землей.
«Война переехала и через меня, — пишет он,— и если не запахала, не искалечила, не задушила, — тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Она — во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще — особый долг за то, что целым и невредимым оста вила именно меня».
Через день, 21 мая, нашему земляку, уралмашевцу и всероссийскому писателю Борису Васильеву исполнится 70 лет. Пожелаем ему и его семье, усыновившей и воспитавшей двух мальчиков-сирот как родных детей, крепкого здоровья и новых больших творческих успехов. Пусть летят его кони, но помедленнее. Жизнь продолжается…
Маргарита ЕРГИНА.
Ергина, М. Летят его кони / М. Ергина // Ритм.-1995-20 мая.- С.3
|
|
| |