otkrey | Дата: Вторник, 08.03.2016, 23:21 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
| Фидлер Владимир Федорович
Агеев, С. Человек колоссальной энергии / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2011.-16-31 декабря.- С.7
25 декабря исполнилось 130 лет со дня рождения Владимира Федоровича Фидлера - главного инженера проекта Уралмашзавода и главного инженера Уралмашиностроя. Переоценить его вклад в создание нашего предприятия невозможно, он был душой строительства.
МАСШТАБЫ ШИРЕ!
Работа Владимира Фидлера на строительстве Уралмашзавода - яркий пример того, насколько идея индустриализации страны захватила не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенцию. Ради воплощения идеи создания могучего государства с высокоразвитой промышленностью многие инженеры работали сутками напролет, выкладываясь полностью, без остатка.
То, что Владимиру Федоровичу удалось воплотить всего за несколько лет, поражает воображение.
Во-первых, он создавал не только Уралмашзавод. Как главный инженер филиала Государственного института по проектированию новых металлургических заводов Фидлер имел прямое отношение к проектированию Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, будущих заказчиков машин с маркой «УЗТМ».
Во-вторых, проектируемый Уралмашзавод должен был выпускать самое разнообразное оборудование: дробилки и мельницы, агломерационные машины, доменное оборудование, краны и мартеновское оборудование для сталеплавильных цехов, прокатные станы (блюминги, рельсобалочные, листовые), тяжелые гидравлические прессы. И для изготовления всего этого надо было предусмотреть закупку и размещение в цехах УЗТМ самого разнообразного оборудования, начиная от выплавки стали и заканчивая сборкой уникальных машин. Это ж какую инженерную эрудицию надо было иметь, чтобы взяться за решение столь сложных задач да еще при почти полном отсутствии хорошо подготовленных специалистов!
В-третьих, в годы первых пятилеток в Свердловске строился не только Уралмашзавод, а комплекс машиностроительных предприятий. Существовал генеральный план постройки целого ряда заводов на территории нынешнего Орджоникидзевского района с общими подъездными железнодорожными путями. Между предприятиями-соседями надо было предусмотреть тесные кооперационные связи. По этому проекту, например, кузнечно-прессовый цех будущего Уралмашзавода должен был изготавливать поковки для валов и роторов турбин весом до 85 т - планировалось, что такие будет выпускать Уральский турбинный завод.
Но Фидлер мечтал об уникальном прессовом оборудовании, способном изготавливать поковки весом до 100 т. Таких прессов во всем мире были тогда единицы. Не сразу, но все же мечта его осуществилась, в Германии закупили парогидравлический пресс фирмы «Гидравлик» усилием 10 тыс. т. Но и этим главный инженер проекта не ограничился, без ведома вышестоящих инстанций он увеличил размеры механического цеха 1.
Это могло ему дорого обойтись. Но получилось иначе. В 1932 г. Владимира Федоровича вызвали в ВСНХ - учреждение, которое в то время управляло всей промышленностью СССР. На совещании разбиралась ситуация с планом по производству уникального оборудования в СССР. Ввод в эксплуатацию Новокраматорского машиностроительного завода задерживался, и ставился вопрос об увеличении производственных мощностей Уралмашзавода. Руководство ВСНХ хотело знать, в какой срок можно реконструировать еще строящийся завод для выполнения укрупненной программы и во что это обойдется.
Всех несказанно удивил ответ Владимира Фидлера: завод вполне может выполнять планы в больших объемах, причем изготавливать более тяжелые и крупные детали, чем предусматривалось ранее. Подкрановые балки сделали более прочными, что обеспечивает большую грузоподъемность кранов, а ширина пролетов в цехе 1 дает возможность изготовления любых, самых крупных изделий, которые только могут предусмотреть конструкторы. Все это сделано в пределах выделенной на строительство сметы, предусматривавшей значительно меньшие технологические возможности Уралмашзавода.
На том совещании, обратившись к председателю ВСНХ Григорию Орджоникидзе, Фидлер сказал:
- А меня за то, что я вас обманул, прошу предать суду!
В ответ Орджоникидзе встал и начал демонстративно аплодировать докладчику.
- Так должен поступать каждый советский инженер, - резюмировал руководитель всей советской тяжелой промышленности.
ЗАВОД С НУЛЯ
Уралмашзавод и соцгород при нем начинали строить на голом месте. В Свердловске не было ни предприятий по производству строительных материалов, ни специализированных строительных организаций. Обходились своими силами, «хозяйственным методом». Требовался бутовый камен и щебенка - разрабатывал каменный карьер на станции Исеть, дробили камень. Требовался песок - создавали песчаные карьеры Калюткинский и Калиновский. Требовался кирпич - строили кирпичный завод. Решалось все очень просто.
Очевидцы строительства завода оставили воспоминания, как это происходило. Например, Фидлер говорит молодому проектанту:
- Вот что, голубчик, срочно изучайте кирпичное производство и проектируйте механизацию кирпичного завода.
Тот изучал, делал проект, кирпичный завод строился, а из его продукции строили завод и соцгород.
Нужен был лес - Фидлер давал указание другому молодому специалисту, и тот проектировал лесопильный завод.
Так под опекой Владимира Федоровича получало практические навыки новое поколение инженеров. Молодых специалистов, что проектировали цеха завода, Фидлер добродушно называл «детским садом». Но они не обижались, ведь возможности для профессионального роста под руководством такого руководителя у них были колоссальные. В начале 1930-х гг. стройплощадка Уралмашзавода благодаря новым технологиям строительства привлекала специалистов со всей страны. Вот как очевидец тех событий Борис Шалаев описывает создание кузнечно-прессового цеха:
- Вокруг необычайно глубокого котлована, по самому его краю, тянулась узкоколейная дорожка, по которой непрерывным потоком днем и ночью двигались вагонетки с бетоном. Их кузова кланялись внутрь котлована, чтобы вылить свою порцию жидкого бетона, огибали этот котлован и уходили за новой порцией. Как это было тогда поражающе грандиозно!
РАБОТА ДО ИЗНЕМОЖЕНИЯ
Владимир Федорович Фидлер происходил из семьи обрусевших немцев. В 1900 г. он окончил Екатеринбургское реальное училище, затем -Томский технологический институт. Работал заведующим инструментальным цехом Златоустовской оружейной фабрики, заведующим шанцевым и кузнечно-котельным производствами.
С октября 1917 г. он стал управляющим Златоустовскими казенными заводами, потом - главным инженером по реэвакуации оборудования Златоустовских заводов из Сибири, куда оно было вывезено во время гражданской войны. Был техническим руководителем правления заводов горнозаводской промышленности Южного Урала, главным инженером Златоустовских государственных заводов.
В Уралмашинострой в декабре 1926 г. он пришел с должности помощника технического руководителя Уральского горнозаводского треста, где занимался работами по реконструкции и расширению Златоустовских, Миасского, Артинского и других уральских заводов.
Все должности высокие, но денег, чтобы прокормить большую семью - шестерых своих детей и троих приемных, не хватало. Так что на Южном Урале Владимир Федорович вел жизнь обычного уральского рабочего: сам косил сено для своего скота, копал огород, даже навоз сам вывозил. Однажды за этим занятием его застал один видный в Златоусте партийный руководитель. С тех пор навоз в конюшне и коровнике у Фидлеров убирал заводской чернорабочий.
Фидлер, как и его непосредственный руководитель на Уралмашинострое Александр Банников, был, как сейчас говорят, трудоголиком: работал день и ночь до полного изнеможения. И вот результат: в апреле 1932 г. в кремлевской больнице скончался Банников, 23 октября того же года в московской гостинице внезапно ушел из жизни Владимир Фидлер.
В центральной газете «За индустриализацию» тогда появились такие строки:
« Не найти никаких слов, чтобы выразить то жгучее чувство боли, которая охватила нас, старых инженерно-технических работников на Уралмашинострое, при мысли о том, что Владимира Федоровича с нами больше нет. Никак не верится, что больше нет человека с колоссальной энергией, необыкновенной работоспособностью, исключительно всесторонними знаниями во всех областях техники, с поразительной памятью и громадной силой воли».
РЕПРЕССИРОВАННЫЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Невероятно, но несмотря на все заслуги, нашлись и такие, кто оклеветал Владимира Федоровича. Правда, уже после его смерти. В декабре 1933 г. дотла сгорело любимое детище главного инженера строительства - кузнечно-прессовый цех.
Тогда на свет божий появился заговор шпионов и диверсантов, которые, строя завод, только и мечтали о том, как бы потом спалить его.
Выше Фидлера по должности никого из кандидатов во вредители не оказалось, так что его и объявили руководителем подпольного диверсионного центра на Уралмаше. В качестве доказательств вины звучали и такого рода утверждения, что завод можно было встроить подешевле за счет более узких пролетов в цехах и уменьшения пространства между цехами. Вместо двух водоводов с Верх-Исетского водохранилища можно было построить один и т.д. Для специалистов эти доводы, конечно, смехотворны, а для суда оказались в самый раз. Кстати, в судебном деле (а я его изучал) нет акта пожарно-технической экспертизы. То есть основополагающего документа, на котором должно базироваться следствие. Так что неудивительно, что в конце 1950-х гг. Верховный суд СССР признал вину обвиняемых в поджоге цеха 37 недоказанной, и все они были реабилитированы.
Надо сказать, что сами уралмашевцы, хорошо знавшие Владимира Федоровича по совместной работе, нисколько не сомневались в его невиновности.
В 1930-1950-е гг. на Уралмашзаводе в отделе главного конструктора работал Сергей Владимирович Фидлер, единственный из потомков Владимира Федоровича, которому удалось получить высшее образование (остальным этого не дали сделать). К сожалению, он, как и отец, довольно рано ушел из жизни, но память о себе оставил очень добрую. Фидлер-младший был одним из участников создания знаменитой гаммы тяжелых гидравлических прессов для авиационной промышленности, в том числе знаменитых вертикальных штамповочных прессов усилием 30 тыс. т, которые до сих пор успешно работают в Самаре и в Верхней Салде.
Восемь десятилетий уже прошло с момента смерти человека, который спроектировал наш завод. И практически все объекты, построенные под его руководством, до сих пор в строю. Мало того, начиная с 1930-х гг. Уралмашзавод непрерывно расширялся, осваивал новые виды продукции. Это ли не свидетельство необыкновенно качественной работы проектантов и строителей завода, трудившихся под началом Владимира Федоровича Фидлера!
Агеев, С. Человек колоссальной энергии / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2011.-16-31 декабря.- С.7
Библиография:
1. Агеев, С. В. Ф. Фидлер. Я жить хочу… / С. Агеев, Ю. Бриль // Неизвестный Уралмаш.- Екатеринбург, 2003.- С.51-56
2. Бриль, Ю. Я жить хочу / Ю. Бриль // За тяжелое машиностроение.-2008.-15-28 июля.- С.9
3. Джапаков, А. Звездный час инженера Фидлера / А. Джалаков // Главные.- Екатеринбург, 2000.- С.9-45
4. Джапаков, А. Соль земли / А. Джапаков // Наука и жизнь.-2002.-№11.- С.47-51
5. Инженеры и технологии. В. Ф. Фидлер // Орджоникидзевский район: 75 лет.- Екатеринбург, 2010.- С.29-35
6. Обухова, Н. Времен связующая нить: [к 114-й годовщине со дня рождения В. Ф. Фидлера / Н. Обухова ] // Ритм.-1995.-26 июля.- С.2
7. Обухова, Н. Семья В. Ф. Фидлера / Н. Обухова // Ритм.-1999.- 24 сент.- С.2
8. Родословие: Мой дед Владимир Фидлер. Потомки немецкого философа Иммануила Канта возводили Уралмаш // Областная газета.-2003.- 8 октября.- (Уральское землячество в Москве.- №1)
9. Якимов, Г. Имя Канта звучит на предприятии / Г. Якимов // Ритм.-1998.-27 октября.- С.2
|
|
| |