otkrey | Дата: Вторник, 08.03.2016, 22:45 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
| Лауреат Государственной премии СССР
Кернер Давид Борисович
16.03.1912 – 11.05.1994
Приехал на Уралмашстрой с Украины весной 1931г. в составе выпуска Бердичевского техникума химического машиностроения. Проработал на Уралмашзаводе и выделенном из его состава Артиллерийском заводе №9 более 40 лет, пройдя путь от техника-механика до главного технолога артиллерийского производства.
В 1934г., окончив вечернее отделение Уральского индустриального института по специальности инженер-механик по холодной обработке металлов резанием, был включен в группу опытных работ артиллерийского спецпроизводства завода.
В 1936г. специалисты по производству артиллерийской техники в стране отметили, что Уралмашзавод добился самых высоких качественных показателей при высверливании артиллерийских стволов, и рекомендовали распространить достижения предприятия на другие заводы. Создать книгу по теме поручили молодым талантливым инженерам Д.Б.Кернеру и Г.Ф.Садакову. Они описали опыт легендарного пушкаря Е.С.Плюснина по созданию уникальных инструментов и передовой технологии для формирования глубоких и точных отверстий. Книга «Режущий инструмент для обработки глубоких отверстий» была издана в 1937г.
В войну, в январе 1944г. Д.Б. Кернер, еще не достигший 32-х лет, был назначен заместителем главного технолога завода №9. При разработке новой самоходной артиллерийской установки он внес ценное предложение по усовершенствоватнию важного узла пушки – «люльки»: сделать ее круглой. Руководитель конструкторского бюро поручил разработать ее чертежи опытной сотруднице отдела – Фане Моисеевне Курис, жене Д.Б. Кернера, со словами: «Он тебе поможет!». Первая полевая пушка Д-44 с круглой люлькой («семейной люлькой», как шутили коллеги) пошла в производство в 1945г.
Круглая люлька – это новое слово в конструкции артиллерийских систем. Вот как высказался о круглой люльке знаменитый конструктор артиллерии Ф.Ф.Петров: «На пушках калибра 85мм впервые была установлена короткая (800мм) литая круглая люлька из углеродистой стали с бронзовыми вкладышами по концам. Стенки люльки снаружи и внутри были черновыми, и толщина стенки определялась не прочностью, а возможностью литейщиков. Это обеспечило запас прочности, что позволило применить ее в дальнейшем для более мощных орудий».
В 1946г. Д.Б.Кернер был назначен главным технологом завода. Его заслуги в создании вооружения отмечены орденом Красной Звезды и Государственной премией СССР 1-ой степени (1946).
С 1950г. по 1974 год Д.Б.Кернер, будучи начальником Центральной заводской лаборатории завода №9, позднее – заместителем начальника ЦЗЛ Уралмашзавода и начальником научно-исследовательского подотдела металлографии и металлофизики, плодотворно осуществлял научно – исследовательскую работу в области металловедения для нужд производства.
В кругу сотрудниц лабораторий НИОМЕТа. 1970 год.
Д.Б. Кернеру была присуща высокая профессиональная компетентность, полная самоотдача делу, принципиальность и справедливость, глубокая интеллигентность. Он щедро делился своим опытом, растил молодых. Сотрудники относились к нему с большим уважением и любовью.
Встреча ветеранов - сотрудников лабораторий НИОМЕТ Уралмаша. Май, 1985 год.
О жизни, деятельности и личности Д.Б. Кернера есть сведения в публикациях:
Инженеры Урала – Екатеринбург: энциклопедия. Изд-во "Уральский рабочий.",2001. С.246
Агеев С., Бриль Ю. Неизвестный Уралмаш //Уральское литературное агентство. -2003. -С.189
Жизнь, отданная артиллерии. Воспоминания о Ф.Ф.Петрове.-Екатеринбург,2002.- С.38
Лобанова Д. Они любили свой завод// Вечерний Екатеринбург.- 2004.- 7сентября.- С.3
Курис Ф. Так рождалась круглая люлька// РИТМ.- 1996.- 8 мая.- С.2
Ергина М. Дед Борисович и «профессор» Феня// РИТМ.- 2000. - 16 марта.- С.5
Семья Кернер-Курис-Токман. Дед Борисович //В одном городе. Книга 12. – Екатеринбург: Издание газеты "Штерн",1999. – С. 39-48
Автор текста: Герцберг В. О., ветеран Уралмашзавода
Степанов, С. «Дед Борисыч»
16 марта исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых выдающихся технологов Уралмашзавода - Давида Борисовича Кернера, специалиста, который стоял у истоков артиллерийского производства.
Давид Кернер приехал в Свердловск после окончания техникума в Бердичеве (Украина) в конце марта 1931 г. Завода тогда еще не было -достраивались металлургические цехи и мехцех №2, тот, в котором предстояло освоить выпуск модернизированных знаменитых русских трехдюймовок и 122-мм гаубиц Шнейдера (сейчас в этом корпусе изготавливаются инструмент и оснастка для производства).
Можно сказать, что с распределением Кернеру повезло: людям творческим было где развернуться, ведь задачи на Уралмашзаводе и в артиллерийском производстве предстояло решать грандиозные! Достаточно сказать, что в перспективе Уралмашзавод должен был перевооружить всю Красную Армию дивизионной артиллерией!
Сначала спецбюро размещалось на втором этаже центральной проходной конторы (потом долгое время в этом здании находилась центральная бухгалтерия, а теперь там музей истории Уралмашзавода). На втором этаже установили 122-мм гаубицу - пусть сотрудники специального бюро досконально разбираются, что это такое.
И разбирались, подбирали по заграничным каталогам необходимые станки, на которых предстояло вытачивать детали таких орудий; соображали, как расставить станки наилучшим образом; заказывали инструменты и оснастку. Все это было очень непросто: на Мотовилихе, где выпускались такие орудия, станочный парк был еще дореволюционным. И запустили цех 1 мая 1932 г.!
Запустить-то цех запустили, да только вот как пушки и гаубицы делаются, почти никто из его работников не знал. Одним из немногих, кто понимал толк в изготовлении артиллерии, был Евтихий Плюснин, назначенный в 1934 г. начальником опытных работ спецпроизводства. У этого старого политкаторжанина, отсидевшего немалый срок за участие в революции 1905 г., в гражданскую - командира полка, было какое-то фантастическое чутье на людей талантливых и перспективных. Для своей группы он отобрал лучших, на его взгляд, молодых специалистов, среди которых оказался и Кернер.
В 1935 г. группа Плюснина создала уникальный инструмент для расточки глубоких и точных цилиндрических отверстий. Так это называлось официально, а если просто - то для высверливания артиллерийских стволов. Испытания показали, что инструмент этот превосходит не только отечественные аналоги, но и инструменты всех известных фирм Великобритании, Германии и Франции. Его так и назвали - «инструмент Плюснина», а его конструкцию Давид Кернер (к тому времени уже получивший высшее образование) описал в своей книге.
В целом освоение производства гаубицы Шнейдера, а потом М-30 шло очень тяжело. Так что еще до войны Кернер, можно сказать, прошел огонь, воду и медные трубы: был и технологом, и заместителем, и начальником одного из цехов. Но зато опыт приобрел колоссальный.
Когда началась Великая Отечественная, Давид Борисович засобирался добровольцем на фронт, даже постригся наголо, но руководство Уралмашзавода его не отпустило. И правильно: в годы войны он многое сделал для увеличения производства артиллерии.
Надо сказать, что некоторые разработки Давида Кернера были совместными с его супругой Фаней Курис. Сама она, конструктор ОКБ-9, была уверена, что своим становлением в профессии целиком обязана мужу.
Вот один из примеров их сотрудничества. Давид Борисович пришел в ОКБ-9 на совещание с конструкторами, которые разрабатывали проекты новой пушки Д-5 для танка Т-34 и САУ СУ-85. В ходе совещания Кернер неожиданно предложил изменить конструкцию люльки орудия (детали, на которую накладывается ствол), сделать ее менее трудоемкой в изготовлении. Предложение было интересным, но, как пояснили специалисты, ничего подобного в мире еще не создавали. Поэтому они взяли тайм-аут для расчетов, а вскоре подтвердили, что такой вариант возможен.
- Если твоему мужу нужна такая круглая люлька, то мы решили дать ее тебе конструировать, он тебе поможет, - с улыбкой сказал тогда Фане Курис конструктор Александр Усенко.
Конструкция люльки Кернером была уже тщательно продумана, осталось только совместить ее с другими деталями пушки, чем и занималась Фаня Курис. А вечерами муж проверял ее чертежи, вносил исправления.
- Люлька состояла из двух свариваемых отливок, - вспоминала потом Курис. - Муж строго следил, чтобы конструкция отливок была предельно проста.
Потом чертежи поступили на окончательное утверждение расчетчику Павлу Комиссарову, очень крупному специалисту в этой области. Увидев чертежи, тот рассмеялся:
- Так это что же, семейная люлька, получается?
А в итоге сделал такое заключение:
- Все, что просто, - идеально! Как вам повезло, что вы встретили друг друга!
Так и пошла по этим чертежам люлька пушки Д-5 в производство. Потом изготавливались люльки для орудий более крупного калибра, Д-10 и Д-25, но конструкция не менялась, только габариты были побольше.
Первым полевым орудием, в котором была применена круглая люлька Кернера, стала дивизионная 85-мм пушка Д-44. За ее создание группе специалистов Завода №9, а среди них - и Давиду Кернеру, была присуждена Сталинская премия первой степени.
После войны Завод №9 помимо артиллерии изготавливал и другую продукцию, в том числе для атомной промышленности. Однажды срочно надо было доставить в Москву техническую документацию, и Кернеру пришлось добираться туда на транспортном военном самолете без отопления. Колоссальные нагрузки, недосыпание и недоедание в военные годы да еще сильная простуда от того полета подкосили здоровье Давида Борисовича, у него начался туберкулез. Он долго лечился, и работу главного технолога пришлось оставить: ему подобрали дело полегче - начальником заводской лаборатории, которая, после объединения с Уралмашзаводом, стала подотделом металлофизики и металловедения НИОМет. Там контролировалось качество металла, литья и поковок, термообработки для артиллерийского производства. Давид Борисович, хотя и не имел металлургического образования, скоро вошел в курс дела.
В 62 года он вышел на пенсию и целиком посвятил себя семье, воспитанию внучек, а потом правнука, которые звали его Дед Борисыч. И тут вдруг обнаружилось, что у него талант портного. Он стал обшивать всю семью, да еще как! Даже завзятая модница внучка Лена шла с очередным заказом не в ателье, а только к Деду Борисычу. Студентки СИНХа, где она училась, все допытывались, каких фирм ее наряды и где их можно купить.
А коллеги по работе и друзья до сих пор вспоминают добрым словом Давида Борисовича Кернера, и не только за его уникальные технические решения, но и за доброжелательное отношение к людям, умение без нервотрепки организовать выполнение даже самых срочных ответственных заданий.
Степанов С. Дед Борисыч / С. Степанов // За тяжелое машиностроение.-2012.- 1-15 марта.- С.7
|
|
| |