Понедельник, 02.12.2024, 04:05
Наш Уралмаш
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Горлицкий Лев Израйлевич
otkreyДата: Воскресенье, 06.03.2016, 11:22 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline

Горлицкий Лев Израйлевич



Горлицкий Лев Израйлевич (1906-2003) родился 3 марта на Украине, в селе Степанцы, недалеко от города Канева в семье механика сахарного завода. Учил­ся в прогимназии города Богуслава. В 1920 г. переехал в Киев, где стал работать слесарем-сборщиком и учиться в вечерней школе. В 1927 г. поступил в Киевский политех­нический институт на механический факультет. В 1930 г. с третьего курса переведен в Ленинградский военно-механический институт. После его окончания, с 1932 г. начал конструкторскую деятельность в артиллерийском КБ-3 завода «Красный путиловец». Здесь на основе студенческой дипломной работы, он сконструировал новую горную пушку, которая на международных испытаниях в 1938 г. оказалась лучшей по всем показателям. Присутство­вавший на испытаниях И.В. Сталин был очень доволен. По воспоминаниям конструктора, «вождь всех народов» подошел к нему, обнял за плечи и сказал: «Самый маладой, а всех заграничных обскакал, маладэц!» Столь лестная оценка руководите­ля государства ускорила карьеру изобретателя. В 1938 г. Горлицкий назначается главным конструктором завода № 7 имени М.В. Фрунзе (ныне завод «Арсенал»). Однако вскоре судьба повернулась иначе. В 1939 г. Горлицкого арестовали, объявив «вредителем». Обвинение строилось на том, что его горная пушка, использовавшаяся в «испанских событиях» отказывала при стрельбе. К счастью, в ходе следствия выяснилось, что безупречные пуш­ки Горлицкого портили уже на пути в Испанию. Виновные были наказаны, а освобожденный из под стражи Горлицкий в 1940 г. становится главным конструктором Кировского завода по артиллерийскому производству и на­чальником артиллерийского КБ.

В октябре 1941 г. в составе артиллерийского КБ он эвакуируется в Свердловск (ныне Екатеринбург) на Уральский завод тяжелого машиностроения, где назначается заместителем главного конструк­тора артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петро­ва. 20 октября 1942 г. он становится начальником Специального конструкторского бюро (СКБ) и возглавляет работу по созданию самоходных ар­тиллерийских установок. С лета 1943 г. Горлицкий — главный конструктор Уралмашзавода по самоход­ной артиллерии. За годы работы в Свердловске под его руководством было разработано 13 образцов «самоходов». Он впервые в мире предложил метод литья танковых башен, а затем способ изготовления башен методом прессования из броневых листов.

В 1953 г. Горлицкий вернулся в Ленинград на Ки­ровский завод, где до ухода на пенсию (1976) рабо­тал ведущим конструктором. Всего замечательным изобретателем были сконструированы 23 боевые машины, одиннадцать из которых пошли в серий­ное производство.

Лауреат двух Сталинских премий (1943, 1946), обладатель многочисленных орденов и медалей, инженер-полковник Лев Израилевич Горлицкий ушел из жизни 2 ноября 2003 г. в возрасте 97 лет. По­хоронен в Санкт-Петербурге.

Горлицкий Лев Израйлевич // Военная история Урала.- Екатеринбург, 2008.- С.249-250

Агеев, С. « Выдающийся конструктор XX века»

3 марта — 95 лет со дня рождения Л. И. Горлицкого — полковника - инженера в отставке, дважды лауреата Государственной премии СССР.

Он не командовал подразделениями действующей армии, не участвовал в разработке боевых операций, однако его творческие достижения серьезно помогли в суровой войне подтвердить славу русского оружия, славу русского солдата. Признанием ратных заслуг Л. И. Горлицкого стал орден Кутузов II степени, которым удостаивали командиров корпусов, дивизий, бригад начальников штабов. Для нас, уралмашевцев, Л, И Горлицкий, прежде всего конструктор мощных самоходных артиллерийских установок на базе танка Т-34. В двенадцатитомной «Истории второй мировой войны» его имя поставлено в ряд с самыми выдающимися создателями бронетанковой техники — Ж. Я. Котиным, Н. Л. Духовым, А. А. Морозовым И это не случайно: по чертежам, разработанным в возглавляемом им конструкторском бюро, Уралмашзавод изготовил несколько тысяч самоходок. Они применялись для сопровождения танков и пехоты, борьбы с танками штурмовыми орудиями и противотанковой артилле­рией противника, разруше­ния его оборонительных сооружений. Самоходки Уралмаша действовали в составе штурмовых групп и отрядов, привлекались к стрельбе с закрытых огне­вых, позиций во время ар­тиллерийской подготовки атаки. Они сыграли огром­ную роль в Великой Оте­чественной войне и поэто­му по праву названы ору­жием Победы. Гораздо меньше Л. И. Горлицкого знают у нас как создателя артиллерийских систем, а между тем на фронтах Ве­ликой Отечественной вой­ны применялся целый ряд артиллерийских орудий, в которые был вложен и его труд.



В истории нашей артил­лерии особо выделяют три года: с 1937 по 1939. Мар­шал артиллерии Н. Д. Яков­лев, являвшийся в годы войны начальником Главно­го артиллерийского управ­ления РККА, называет их переломными в деле ос­нащения нашей армий раз­нообразным вооружением, полностью отвечающим тре­бованиям времени. В книге «Об артиллерии и немного о себе» он пишет, что «огромную роль в этом сыграли коллективы, руководи­мые такими известными конструкторами артилле­рийского вооружения, как В. Г. Грабим, Ф. Ф. Петров, Л. И. Горлицкий...»

Именно в переломные годы Л. И. Горлицкий наз­начается главным конструк­тором одного из артилле­рийских заводов, именно тогда этот коллектив соз­дает 76-мм горную пушку, ставшую совершенно но­вым словом в этой обла­сти артиллерии, и другие образцы вооружения. Как создавалась эта пушка, ка­ковы ее особенности — об этом мне довелось услышать непосредственно из уст главного конструктора в одном из залов Ленинградского военно-историче­ского музея артиллерии и инженерных войск — в нем представлены орудия, при­нятые на вооружение Крас­ной Армии незадолго до Великой Отечестве иной войны: легендарная «соро­копятка», 76-мм дивизион­ная пушка, 85-мм зенитное орудие, 122-мм гаубица и, конечно, 76-мм горная пуш­ка образца 1938 года.

Каждое из этих артилле­рийских орудий по мощно­сти, начальной скорости полета снаряда, темпу огня, маневренности, степени внедрения автоматики значительно превосходило лучшие образцы мировой ар­тиллерийской техники того времени, потому что конструкторы и технологи смело шли по пути новаторства, творчески применяли производстве достижения современной науки.

— Задание, полученное нашим КБ, — отметил стоя у своей пушки Л. И. Горлицкий, — было не из простых... Об этом свидетельствует уже тот факт, то предшествующий образец горной пушки был создан в нашей стране в 1909 году — то есть почти 30 лет никто не брался за разработку нового орудия, ложность заключалась в сочетании двух противоположностей: прочности ла­фета и его разборности — ведь горная пушка должна транспортироваться не только в собранном виде, но и во вьюках. Все опытныe образцы наши конструкторы делали своими руками, старались учесть каждый совет и замечание артиллеристов горно-стрелковых дивизий. Помнится, пришлось даже макет лошади купить в цирке и на нем отрабатывать различные варианты вьюков с частями к пушки. В общем, наверное, все сделали, чтобы орудие пришлось по душе воинам Красной Армии.

На всю жизнь запомнилось Л. И. Горлицкому 5 мая 1939 года — день, когда он докладывал правительственной комиссии о создании новой горной пушки, показывал ее в де­ле. И вскоре она поступи­ла на вооружение Красной Армии.

Более 60 лет минуло с тех пор. Сегодня нам сложно в полной мере оценить все значение работы, проделан­ной под руководством Л. И. Горлицкого, необходим эк­скурс в историю.

Чтобы образцы вооруже­ния были на самом высо­ком техническом уровне и выпуск их готовился на базе передовой технологии и методов массового про­изводства, ЦК партии и правительство в тридца­тые годы принимали осо­бое решение по каждой пушке, которая бралась на вооружение и ставилась на массовое производство. Нетрудно представить, ка­кая ответственность легла на Л. И. Горлицкого, назна­ченного в 1937 году глав­ным конструктором. А ему тогда шел 32-й год! Всего пять лёт минуло с того дня, как он, окончив Ленинградский военно-меха­нический институт, присту­пил к работе в КБ.

В чем секрет успехов Л. И. Горлицкого? В вели­колепной подготовке, полученной в военно-механиче­ском институте? Конечно, там преподавали видней­шие специалисты в обла­сти артиллерии, да и на учебу в институт мобилизовали лучших из лучших студентов других техниче­ских вузов: страна крайне нуждалась в квалифициро­ванных технологах и конст­рукторах - оружейника.

Широкое поле деятель­ности открылось перед всеми выпускниками воен­но-технического института— именно в начале 30-х го­дов складывалась система артиллерийского вооруже­ния Красной Армии. Но успех пришел только к та­лантливым, к тем, кто сме­ло брался за дело, не бо­ялся внедрять новое, пере­довое. И еще имел огром­ное желание внести свой вклад в улучшение отече­ственной артиллерии. Имен­но талант и патриотизм яв­ляются, пожалуй, самыми неотъемлемыми чертами Л. И. Горлицкого.

С началом Великой Отечественной войны Л. И. Горлицкий снова ока­зался в эпицентре больших дел — создания советской самоходной артиллерии. «В октябре 1942 года Уралмашзавод получил задание правительства в течение месяца изготовить опытный образец самоходной артил­лерийской установки СУ-122. Срок был очень коротким. Созданная на заводе спе­циальная конструкторская группа, возглавляемая Л. И. Горлицким, работала с большим энтузиазмом, сутками не выходя с завода» — так кратко описывается история создания первой уралмашевской самоходки в третьем томе «Истории Великой Отечественной вой­ны». Уже в декабре 1942 года 25 машин СУ-122 бы­ли отправлены на фронт. Так Уралмашзавод стал ро­диной советской самоход­ной артиллерии. Уже первые самоходки Уралмаша оказались удачными по своей конструкции — «работали» они до кон­ца войны, их применяли при штурме Берлина. За создание СУ-122 Л, И. Горлицкий был удостоен Го­сударственной премии (ко­торую, кстати, внес на по­купку боевой машины).

«За время работы на Уралмашзаводе Горлицкий показал себя крупным спе­циалистом, проявляющим творческую инициативу в деле конструирования и освоения новых боевых ма­шин». Директор завода Б. Г. Музруков, парторг ЦК ВКП(б) на Уралмашзаводе М. Л. Медведев.

Этот документ краток, но, думается, в нем схваче­но главное. Конструктор, если он подлинный творец, не может не думать о пер­спективе, не может не ре­агировать на насущные по­требности. Поэтому уралмашевское КБ методически и неуклонно улучшало кон­струкции самоходок. При этом искались и находились все новые резервы сниже­ния веса боевых машин, совершенствовалась и уде­шевлялась технология их производства.

«В середине 1943 года завод дал второй тип са­моходки — СУ-85. Эта са­моходная артиллерийская установка была всего лишь на 7 процентов тяжелее предыдущей, но мощность ее вооружения в 2 раза превышала огневую мощь первого, образца», — пи­сал вскоре после войны Л. И. Горлицкий в книге «Трудовой подвиг совет­ских танкостроителей». Эта машина имела не только отличные боевые качества, но и была относительно «проста в производстве, что позволило изготавливать ее в крупных сериях.

Последние самоходки Уралмаша — СУ-100 обладали вооружением в 2,25 раза более мощным, чем СУ-85. Чтобы наглядно представить Их мощь, до­статочно сказать, что бро­небойный снаряд самоход­ки СУ-100 на дальностях до 1000 метров пробивал под прямым углом броню до 160 мм толщиной. Это­го вполне хватало для унич­тожения лучших немецких танков — «Тигров», лобо­вая броня которых была 100 мм. Не случайно воен­ные специалисты считают СУ-100 лучшей САУ второй мировой войны. Это дости­жение Л. И. Горлицкого так­же отмечено Государствен­ной премией.

Можно многое написать об этих дости­жениях. Но ведь нельзя забывать, что в те тяже­лые для страны годы кон­структоры вынуждены были ориентироваться на огра­ниченные возможности про­изводства военного време­ни. Не было опытного це­ха. Не хватало оборудова­ния, инструментов, цвет­ных металлов, легирован­ных сталей, специальных станков. Все это следова­ло учитывать в конструкци­ях самоходок, сохраняя их высокую надежность. Так что успехи конструкто­ров военного времени— это трудные успехи. И чем они труднее, тем дороже.

«Всем нам Л. И. Горлицкий запомнился как чело­век с очень проницатель­ным умом и добродушным характером, — вспоминает Л. С. Сатовская. — Ме­ня неопытного конструкто­ра, удивляло, как человек, решавший такие важней­шие для Родины задачи, не растерял чуткого внимания к людям, душевной добро­ты».

Действительно, познако­мившись с Л. И. Горлицким, прежде всего, прихо­дишь к мысли, что это очень доброжелательный человек, оптимист.

При встрече пятнадцать лет назад, в день 80-летия Горлицкого, он долго рас­спрашивал меня об Уралмаше, проявляя удивитель­ную память на самые мель­чайшие штрихи военной ис­тории завода, поблагода­рил за поздравления в свя­зи с 80-летием. И еще от­ветил на вопрос: «Как Вы оцениваете свою работу на Уралмаше?».

— Безусловно, для меня это были годы самых боль­ших творческих достиже­ний, которые я связываю с замечательным коллекти­вом Уралмаша. И сейчас слежу за успехами вашего предприятия. Искренне же­лаю труженикам «отца за­водов» успехов.

С. Агеев

Агеев, С. Выдающийся конструктор XX века / С. Агеев // Ритм.-2001.-27 февр.- С.2



Волкович, А. «Солдат отчизны»

Сегодня уже нет в живых большинства из тех, кого в грозные и героические годы Великой Отечественной по праву называли «техническими полководцами»- главных конструкторов, главных инженеров, главных технологов, директоров оборонных заводов. Не будь их, разрабатывавших и производивших вооружение и военную технику, - не было бы блистательных побед у стен Берлина, на подступах к Москве, штурма Берлина, как не было бы победной Весны 45-го, да и самой Великой Победы!

Лев Израйлевич Горлицкий, главный конструктор ОКБ-3 Уралмашзавода, в годы войны создавал самоходные артиллерийские установки. Его самоходки приняли боевое крещение под Ленинградом, громили фашистов на Курской дуге, брали Берлин и освобождали Прагу, били японских самураев за 38 параллелью. Последняя из выпущенных самоходок СУ-100 взошла своим ходом на постамент Победы на вечную стоянку у главной проходной Уралмаша.

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

Почти полувековая конструкторская дея­тельность Л. Горлицкого началась в 1932 году на заводе "Красный путиловец". Его творчес­кий путь типичен для миллионов юношей и девушек 20—30 годов. Молодая Советская республика создавала индустрию. Нужны были технические кадры. И они готовились на всех уров­нях - от профшкол до инсти­тутов. В 1926 году Лева окон­чил 1-ю Киевскую профшко­лу, поступил на завод "Фи­зик-Химик". Слесарь - ремон­тник станочного оборудова­ния, он постоянно стремился что-то усовершенствовать, сделать лучше. Через два года Лева поступил на механический факультет Киевско­го политехнического инсти­тута. Вскоре, в числе других студентов III курса, его пере­вели в Военно-Механический институт в Ленинград. В 1930 году постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома лучшие студенты из разных институ­тов мобилизовавшись в воен­ные вузы. И среди них — Л.И. Горлицкий.

В 1932 году Лева успешно закончил инсти­тут, и его направили на завод "Красный пути­ловец" в артиллерийское бюро СКБ-4, возглав­ляемое И. Махановым. Под его руководством, молодой специалист постигал азы артиллерий­ского проектного дела, разрабатывал узлы и механизмы новых орудий. Вскоре Маханов об­ратил внимание на его способности и назна­чил старшим инженером-конструктором. Это стало началом самостоятельной работы. Здесь, в СКБ-4, он развивается как конструк­тор и, что особенно важно, получает хорошую подготовку по всему производственному и техническому циклу. Он накапливает багаж знаний, без которых настоящим «спецом» не становятся. Ему по плечу сложные проектные задачи. Разрабатываемые им узлы и детали ра­циональны конструктивно, технологичны в про­изводстве. Его успехи не остаются незамечен­ными.

В январе 1936 года приказом Наркома воо­ружений Л.Б. Ванникова Л.И. Горлицкий был назначен главным конструктором завода "Ар­сенал" в Ленинграде. В 1936 - 1939 годах кол­лектив конструкторов под его руководством разработал 76 мм горную пушку, 76 мм полко­вую пушку и 107 мм горную гаубицу. Горная пушка серийно изготавливалась до 1942 г. Еже­месячный выпуск достигал 200 орудий. Это было орудие с высокими боевыми качествами - по меткости, скорострельности, маневрен­ности оно превосходило зарубежные образцы. За достигнутые успехи Л. Горлицкий был на­гражден первой высокой наградой - орденом Красной Звезды.

Работа в СКБ-4 - это время становления Л. Горлицкого как зрелого инженера-конструк­тора и руководителя проектного коллектива. Успех в СКБ-4 стал поворотным в судьбе. В начале 1940 года его вернули на "Красный путиловец" и назначили главным конструктором завода по артиллерийскому производству и на­чальником артиллерийского КБ. До войны ос­тавалось менее полутора лет.

ВОЙНА

С первых дней войны Л. Горлицкий с конст­рукторами артиллерийского отдела сконцент­рировали усилия на увеличении выпуска ору­дий, в первую очередь, 76 мм полковой пушки, отлично зарекомендовавшей себя в боях. В июле 1941 г. комитет обороны Ленинграда воз­ложил на кировский завод работы по установ­ке и монтажу артиллерийского вооружения в ДОТах и ДЗОТах в укрепрайонах на подступах к городу и обучение личного состава воинских частей пользованию этим вооружением. Рабо­ты проводились, силами конструкторов и ра­бочих артиллерийского производства. По за­данию комитета обороны работы по вооруже­нию возглавил Л. Горлицкий. С июля по сен­тябрь в районах Луги, Красного Села, Пулково, Петергофа и других войскам были переданы сотни ДОТов и ДЗОТов, вооруженных пушками Кировского завода. Работать приходилось в сложных условиях в непосредственной близо­сти от фронта. Нередко конструкторы и рабо­чие, монтировавшие вооружение, оказывались в зоне боевых действий, и сами принимали уча­стие в боях против гитлеровцев. Особо отли­чившиеся на монтаже вооружения были удос­тоены правительственных наград, в том числе Л. Горлицкий.

В октябре 1941 г. по решению ГКО артилле­рийское производство Кировского завода эва­куируется в Свердловск на Уралмаш. Эшелон из 28 вагонов, возглавляемый Л.И.Горлицким, добирался до места назначения 13 суток. В пути его неоднократно» бомбили, но людских потерь, к счастью, не было.

По прибытии, все 30 эвакуированных конст­рукторов были влиты в организованный неза­долго до этого отдел №3 артиллерийского про­изводства Уралмаша, главным конструктором которого был А. Булашев, Л. Горлицкого назна­чили его заместителем. Уже через три дня объединенный коллектив приступил к работе.

Главной задачей в тот период было увеличе­ние выпуска гаубиц М-30, производство кор­пусов и башен для тяжелых танков и срочное освоение серийного производства танковых пушек Л-11 и Ф-34 в количестве 500-600 штук в месяц. Этими орудиями вооружались KB и Т-34. Жесткие сроки освоения да еще в таком количестве, невозможно было выполнить без переработки конструкторской документации под технологии и станочное оборудование Уралмаша. Из конструкторов артиллерийско­го производства срочно сформирует­ся группа конструкторов танковой артиллерии во главе с Л. Горлицким. По приказу наркомата в ней должно было быть 40-50 человек. Но отдел артиллерийского производства не мог выделить такого количества, ибо весь его состав не имел столько конструкторов. Пришлось обходить­ся малым. В группу дали 12 человек. Конструкторы перешли на казарменное положение. Домой никто не уходил. Конструктивно-нетехнологичные, трудоемкие, к тому же капризные в работе, эти пушки не удов­летворяли ни завод, ни танкистов. Тем не ме­нее, подготовка производства шла полным хо­дом. Других пушек пока не было. И когда осе­нью 1941 г. встал вопрос об усиления танково­го вооружения ив первую очередь тяжелого танка KB, конструкторы-артиллеристы взяли на себя инициативу по разработке новой пуш­ки. Но прежде произошли события, определив­шие на долгие годы вперед судьбу артилле­рийского производства Уралмаша и самого Л. Горлицкого.

В 1942г. на базе артиллерийского производ­ства Уралмаша создается завод № 9, подчи­ненный Наркомату вооружений. При выделе­нии из Уралмаша к заводу № 9 отошли артил­лерийские цеха и основной состав конструкто­ров артиллерийского производства. Уралмашу пришлось из остатков бывшего объединенного бюро создавать собственное КБ. Такое КБ было создано на базе группы танковой артиллерии Л. И. Горлицкого, пополнившейся конструктора­ми Кировского завода, а затем и Сталинградс­кого тракторного, эвакуированного в октябре 1942 г. Вскоре на этот небольшой коллектив лег­ла вся тяжесть работ по проектированию само­ходных артиллерийских установок.

НЕ ЩАДЯ СЕБЯ

Боевые действия в 1941-42 гг. вызвали к жизни новую тактику применения артиллерии. Требовались САУ с мощным вооружением и противоснарядным бронированием, способ­ные действовать в одинаковых условиях с тан­ками.

Разработка такой САУ с калибром орудия 122 мм была задана Решением ГКО № 2429 от 19.10.42 г. На проектирование и изготовление опытного образца отводился всего месяц. На госиспытания образец должен был поступить к 25.11.42 г. Сроки, на первый взгляд, неверо­ятные, не поддающиеся здравому осмысле­нию. Сегодня мало кто знает даже из специа­листов, не говоря уже о широкой публике, ка­кая колоссальная работа была проделана кон­структорами Уралмаша в 1941 и в первой по­ловине 1942 г. по разработке различных вари­антов самоходок. По заданию НКТВ и по соб­ственной инициативе было разработано семь (!) проектов САУ. А в июне - августе 1942 г. в инициативном порядке был разработан эскиз­ный проект САУ с гаубицей М-30 на базе танка Т-34. Эти работы позволили создать солидный конструкторский и технический задел, нако­пить опыт проектных работ по САУ. Этот задел стал решающим в выполнении задания. Руко­водителем проекта был назначен Л. Горлицкий. Он сформировал группу всего из 16 кон­структоров. Это все, что смогли выделить. Ве­дущим инженером Л. Горлицкий назначил Н.Ку­рина. Его выбор не случаен. Николай Василь­евич еще в финскую войну, работая на Кировс­ком заводе, участвовал в проектных работах по самоходной артиллерии. Он же был и ос­новным разработчиком эскизного проекта.

Созданию САУ придавалось очень важное значение- работа была на личном контроле у И.Сталина. Конструкторы понимали важность и ответственность задания, сколь остра необ­ходимость в такой машине на фронте. Они при­лагали максимум сил для выполнения задания в срок. Работа велась круглыми сутками с ко­роткими перерывами на сон вблизи рабочего места.

Вспоминает копировщица О.П. Чащина. "Ус­тавали страшно. Особенно глаза. От напряже­ния и бессонницы в голове гудело, веки зак­рывались. Хотелось только одного - поспать, хоть чуть-чуть. Не помогало ничего - ни раз­минки, ни умывание холодной водой. Даже го­лод отступал куда-то. Особенно тяжело было ночью, под утро. Как- то, около часу ночи, к нам вошел Лев Израйлевич. Но в этот раз не прошел дальше, а остановился у дверей и при­слонился спиной к косяку. Спросил, как дела, сколько осталось копировать чертежей, рас­сказал о последней сводке с фронта. Он был, очень усталый, глаза воспалены. Он так и сто­ял, опершись на косяк, время от времени водя по нему спиной. Мне это показалось странным, но я нечего не спрашивала. Хотела спать и ничего больше. Как я закрыла глаза и куда-то провалилась, не помню. Отключилась букваль­но на мгновение. Так мне показалось. Очну­лась от того, что кто-то прикоснулся к плечу. Рядом стоял он. Посмотрела на часы и обо­млела - стрелки показывали пять утра. Кину­лась будить остальных. Мы проспали четыре часа вместо положенных двух. Это было серь­езным нарушением. Что будет? Лев Израйле­вич улыбнулся: "Девочки, пора за работу". И ушел. Уже много позже, я спросила его, почему он стоял и терся о косяк? Его ответ запомнила на всю жизнь: "Там острый выступ был. Чтобы не уснуть". Он причинял себе боль, чтобы не ус­нуть!".

30 ноября 1942 г. была закончена сборка опытного образца и в тот же день проведены испытания пробегом и стрельбой на заводском полигоне. С 5 по 19 декабря проходили госис­пытания на Гороховецком полигоне. Но ГКО, не дожидаясь окончания испытаний, принял поста­новление о немедленной организации произ­водства У-35. Так вначале называлась самоход­ка. Впоследствии по указанию ГАБТУ индекс был изменен на СУ-122. Под этим обозначением она и вошла в историю. Первые 25 машин ушли на фронт в конце декабря 1942г. А в январе 1943 г. два образца были доставлены в Москву в Кремль. Новые боевые машины осматривали председатель ГКО И.Сталин, наркомы и гене­ралы Красной Армии. Пояснения давал главный конструктор САУ Л. Горлицкий.

За СУ-122 Л. Горлицкий и Н.Курин были удо­стоены Сталинских премий.

СХВАТКА С "ТИГРАМИ"

Первый бой самоходок СУ-122 с "Тиграми" произошел в январе 1943 года в районе стан­ции Мга, что под Ленинградом. Похоже, сама судьба уготовила этим машинам смертельный поединок, неумолимо сводя их на заснежен­ном русском поле у блокадного города. Могут возразить — случайность. На войне всякое бы­вает. Однако, судите сами. Обе машины со­зданы в 1942 году. Выпущены в конце года. "Тигр" — как ответ советским Т-34 и КВ. СУ-122 —как противотанковое штурмовое орудие. Опытная партия из 6 "Тигров" направляется для испытаний в условиях реальных боевых дей­ствий в группу армий "Север". Два первых пол­ка СУ-122, только что вышедших из ворот Уралмаша, направляются на Волховский фронт. "Тигры" идут в свой первый бой у ста­ции Мга. Батарея СУ-122 накануне выдвигает­ся к этой же станции. Вот так опытные образ­цы вооружений сошлись в единоборстве на поле боя, ставшим для них испытательным по­лигоном.

Потребность в создании танка с противоснарядным бронированием и мощной пушкой у немцев возникла сразу же после начала бое­вых действий. Определялось это тем, что ог­нем бронебойных снарядов из пушек Т-34 и KB пробивались все немецкие танки со всех дистанций прицельного огня и наоборот; с ди­станции 150 м и далее артиллерия всех немец­ких танков была уже не опасна для KB с любой стороны, а для Т-34 - в секторе 1000 спереди. Для борьбы с KB и Т-34 немцы вынуждены были использовать в качестве противотанковой ар­тиллерии свои полевые и зенитные пушки ка­либров 105 мм и 88 мм. Однако их количество было недостаточным. К тому же, в силу своей громоздкости, они не обладали маневреннос­тью, и сами были хорошей мишенью. На сред­них танках T-III и тяжелых T-IV немцы срочно усилили броню, навесив экраны. Но это не ре­шало проблемы. Требовался новый танк. Им стал "Тигр", Он впитал в себя весь опыт и тех­нические достижения, был вершиной германс­кой конструкторской мысли и военной промышленности. Лобовая броня толщиной 80 мм обеспечивала надежную защиту, а длинно­ствольная 88 мм пушка поражала цели на дис­танции до 1,5 км. Это была грозная боевая машина.

И "Тигры" показали свою мощь. В том бою у станции Мга они уверенно атаковали наши по­зиции, уничтожили противотанковую батарею и повели наступление в глубину обороны. Ка­залось - нет силы, способной их остановить. Путь им преградила батарея СУ-122. Все шесть сверхсекретных "Тигров" были уничтожены.

Смертельное противоборство самоходок с немецкими танками продолжалось до конца войны. Вслед за "Тигром" вермахт получил на вооружение "Пантеру", затем САУ "Ферди­нанд". Это были монстры с броней до 200 мм. Л. Горлицкий и его конструкторы ответили со­зданием СУ-85 (1943 г.) и СУ-100 (1944 г.). От их бронебойных снарядов немецкий "звери­нец" запылал на всех фронтах. Лев Израйлевич и его единомышленники Н.В.Курин, М.С.Тарасов, Г.Ф. Ксюнин, Е.А. Карлинский, Г.В. Соколов, В.А. Вишняков к концу войны в инициативном порядке создали САУ с неви­данными качествами по бронестойкости. Ее корпус был неуязвим для любого орудия, быв­шего в немецких танковых и противотанковых частях! По этому показателю он превосходил даже корпуса тяжелых танков и САУ. Велико­лепное достижение конструкторской и техни­ческой мысли! Эта САУ по­лучила название "Уралмаш-1". Были изготовлены два опытных образца. Серийно не производилась в виду окончание войны.

С личным участием Л. Горлицкого или под его руководством было разра­ботано 26 орудий, самохо­док и танков. Из них 12 производились серийно. Наи­большую известность полу­чили СУ-122, СУ-85, СУ-85М и СУ-100. Всего было выпу­щено 6319 этих машин. Л. Горлицкий стал дважды лауреатом Сталинской пре­мии (1943 г., 1946 г.), на­гражден многими орденами и медалями.

СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

В 1954 г. Лев Израйлевич возвратился в Ле­нинград на родной Кировский завод, где до войны работал главным конструктором. Здесь в КБ он трудился до выхода на пенсию в 1976 г. Однако его связь с Уралом не прерывалась. Взаимные поздравления по празд­никам, публикации в за­водской газете, иногда удавалось навестить, будучи в командировке. В музее ЦКБ "Трансмаш", так стало называться его родное уральское ОКБ-3, бережно хранятся документы о нем - письма, поздравления, фото­графии, макеты самоходок. Центральное ме­сто занимает его портрет в военной форме с орденами и медалями. Особая гордость музея - сохранившиеся чертежи общих видов СУ-122 с его утверждающей подписью 1942 года. В конце 90-х и в 2001 г. его навещал наш со­трудник, нештатный директор музея ЦКБ В.В. Андреев. Он поздравил Льва Израйлевича с его 95-летием, вручил подарок от коллектива. Не­смотря на солидный возраст, тот был бодр, с охотой вспоминал и рассказывал о военных го­дах, о работе над САУ, да и просто любил по­говорить "за жизнь". Память у него была пре­красная. Когда Виктор Васильевич показал ему список 22 бывших сотрудников его КБ конца сороковых годов - назвал по именам и фами­лиям всех!



При расставании подарил несколько фото­графий. Как будто чувствовал. На одной из них, где был запечатлен с суворовцами, на обороте написал: "Храните Россию". К сожа­лению, это была последняя наша с ним встре­ча. 2 ноября 2003 г. его не стало.

СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Время скоротечно. Уходя, оно уносит с со­бой события, дела и творения людей, уносит и самих творцов, оставляя их на какое-то время в памяти потомков. К сожалению, память не вечна. И потому для сохранения наследия ухо­дящих поколений, человечество создало му­зеи, эти хранилища достижений разума и тру­да. Как ни странно, но до сих пор нет на Урале музея, в котором были бы собраны военная техника и вооружения уральских заводов, уральских мастеров и конструкторов. Есть от­дельные разрозненные собрания, как прави­ло, при заводах. Естественно, что в них собра­но в основном то, что производил этот завод. Что-то собрано и выставлено при воинских частях, военных очагах культуры (дворцах, домах), военных учебных заведениях, в парках культуры, а то и просто во дворах жилых мас­сивов. За редким исключением, техника эта практически беспризорна, ухода и догляда надлежащего не имеющая. И потому исчезаю­щая, увозимая правдами и неправдами на ме­таллолом. Вспоминают о ней разве что по боль­шим праздникам, да и то не дольше, чем на праздник. Кончаются торжества, кончается и память. Участь выставленных экземпляров в большинстве своем горька и печальна. Захлам­ленность прилегающих территорий, исписан­ные и разрисованные вдоль и поперек шедев­рами, самые корректные из которых далеки от изящной словесности и пристойности. Все, что можно разбить, исковеркать, выдрать — раз­бито, исковеркано, выдрано. Большего надру­гательства над памятью, над историей, над ду­ховностью народа придумать трудно. Доколе? Пора создать в столице Урала такой музей. Со­брать и сохранить все, что пока уцелело. И если кто-то спросит, а кому он нужен, отвечу: "Ну­жен живущим сегодня и тем, кто будет завтра! Нужен предкам, не пощадившим себя за нас! Особенно нужен молодежи! Нужен России, вче­рашней, нынешней, но особенно завтрашней! Для ее очищения, для ее возрождения, для ее духовного воскресения!".

Анатолий Волкович

Волкович, А. Солдат отчизны / А. Волкович // Областная газета.-2006.- 3 марта.- С.4
Прикрепления: 6223952.jpg (12.5 Kb) · 8841857.jpg (5.7 Kb) · 7962296.jpg (14.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

1Яндекс.Метрика1

Сделать бесплатный сайт с uCoz