otkrey | Дата: Воскресенье, 06.03.2016, 11:22 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
| Горлицкий Лев Израйлевич
Горлицкий Лев Израйлевич (1906-2003) родился 3 марта на Украине, в селе Степанцы, недалеко от города Канева в семье механика сахарного завода. Учился в прогимназии города Богуслава. В 1920 г. переехал в Киев, где стал работать слесарем-сборщиком и учиться в вечерней школе. В 1927 г. поступил в Киевский политехнический институт на механический факультет. В 1930 г. с третьего курса переведен в Ленинградский военно-механический институт. После его окончания, с 1932 г. начал конструкторскую деятельность в артиллерийском КБ-3 завода «Красный путиловец». Здесь на основе студенческой дипломной работы, он сконструировал новую горную пушку, которая на международных испытаниях в 1938 г. оказалась лучшей по всем показателям. Присутствовавший на испытаниях И.В. Сталин был очень доволен. По воспоминаниям конструктора, «вождь всех народов» подошел к нему, обнял за плечи и сказал: «Самый маладой, а всех заграничных обскакал, маладэц!» Столь лестная оценка руководителя государства ускорила карьеру изобретателя. В 1938 г. Горлицкий назначается главным конструктором завода № 7 имени М.В. Фрунзе (ныне завод «Арсенал»). Однако вскоре судьба повернулась иначе. В 1939 г. Горлицкого арестовали, объявив «вредителем». Обвинение строилось на том, что его горная пушка, использовавшаяся в «испанских событиях» отказывала при стрельбе. К счастью, в ходе следствия выяснилось, что безупречные пушки Горлицкого портили уже на пути в Испанию. Виновные были наказаны, а освобожденный из под стражи Горлицкий в 1940 г. становится главным конструктором Кировского завода по артиллерийскому производству и начальником артиллерийского КБ.
В октябре 1941 г. в составе артиллерийского КБ он эвакуируется в Свердловск (ныне Екатеринбург) на Уральский завод тяжелого машиностроения, где назначается заместителем главного конструктора артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петрова. 20 октября 1942 г. он становится начальником Специального конструкторского бюро (СКБ) и возглавляет работу по созданию самоходных артиллерийских установок. С лета 1943 г. Горлицкий — главный конструктор Уралмашзавода по самоходной артиллерии. За годы работы в Свердловске под его руководством было разработано 13 образцов «самоходов». Он впервые в мире предложил метод литья танковых башен, а затем способ изготовления башен методом прессования из броневых листов.
В 1953 г. Горлицкий вернулся в Ленинград на Кировский завод, где до ухода на пенсию (1976) работал ведущим конструктором. Всего замечательным изобретателем были сконструированы 23 боевые машины, одиннадцать из которых пошли в серийное производство.
Лауреат двух Сталинских премий (1943, 1946), обладатель многочисленных орденов и медалей, инженер-полковник Лев Израилевич Горлицкий ушел из жизни 2 ноября 2003 г. в возрасте 97 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Горлицкий Лев Израйлевич // Военная история Урала.- Екатеринбург, 2008.- С.249-250
Агеев, С. « Выдающийся конструктор XX века»
3 марта — 95 лет со дня рождения Л. И. Горлицкого — полковника - инженера в отставке, дважды лауреата Государственной премии СССР.
Он не командовал подразделениями действующей армии, не участвовал в разработке боевых операций, однако его творческие достижения серьезно помогли в суровой войне подтвердить славу русского оружия, славу русского солдата. Признанием ратных заслуг Л. И. Горлицкого стал орден Кутузов II степени, которым удостаивали командиров корпусов, дивизий, бригад начальников штабов. Для нас, уралмашевцев, Л, И Горлицкий, прежде всего конструктор мощных самоходных артиллерийских установок на базе танка Т-34. В двенадцатитомной «Истории второй мировой войны» его имя поставлено в ряд с самыми выдающимися создателями бронетанковой техники — Ж. Я. Котиным, Н. Л. Духовым, А. А. Морозовым И это не случайно: по чертежам, разработанным в возглавляемом им конструкторском бюро, Уралмашзавод изготовил несколько тысяч самоходок. Они применялись для сопровождения танков и пехоты, борьбы с танками штурмовыми орудиями и противотанковой артиллерией противника, разрушения его оборонительных сооружений. Самоходки Уралмаша действовали в составе штурмовых групп и отрядов, привлекались к стрельбе с закрытых огневых, позиций во время артиллерийской подготовки атаки. Они сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне и поэтому по праву названы оружием Победы. Гораздо меньше Л. И. Горлицкого знают у нас как создателя артиллерийских систем, а между тем на фронтах Великой Отечественной войны применялся целый ряд артиллерийских орудий, в которые был вложен и его труд.
В истории нашей артиллерии особо выделяют три года: с 1937 по 1939. Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев, являвшийся в годы войны начальником Главного артиллерийского управления РККА, называет их переломными в деле оснащения нашей армий разнообразным вооружением, полностью отвечающим требованиям времени. В книге «Об артиллерии и немного о себе» он пишет, что «огромную роль в этом сыграли коллективы, руководимые такими известными конструкторами артиллерийского вооружения, как В. Г. Грабим, Ф. Ф. Петров, Л. И. Горлицкий...»
Именно в переломные годы Л. И. Горлицкий назначается главным конструктором одного из артиллерийских заводов, именно тогда этот коллектив создает 76-мм горную пушку, ставшую совершенно новым словом в этой области артиллерии, и другие образцы вооружения. Как создавалась эта пушка, каковы ее особенности — об этом мне довелось услышать непосредственно из уст главного конструктора в одном из залов Ленинградского военно-исторического музея артиллерии и инженерных войск — в нем представлены орудия, принятые на вооружение Красной Армии незадолго до Великой Отечестве иной войны: легендарная «сорокопятка», 76-мм дивизионная пушка, 85-мм зенитное орудие, 122-мм гаубица и, конечно, 76-мм горная пушка образца 1938 года.
Каждое из этих артиллерийских орудий по мощности, начальной скорости полета снаряда, темпу огня, маневренности, степени внедрения автоматики значительно превосходило лучшие образцы мировой артиллерийской техники того времени, потому что конструкторы и технологи смело шли по пути новаторства, творчески применяли производстве достижения современной науки.
— Задание, полученное нашим КБ, — отметил стоя у своей пушки Л. И. Горлицкий, — было не из простых... Об этом свидетельствует уже тот факт, то предшествующий образец горной пушки был создан в нашей стране в 1909 году — то есть почти 30 лет никто не брался за разработку нового орудия, ложность заключалась в сочетании двух противоположностей: прочности лафета и его разборности — ведь горная пушка должна транспортироваться не только в собранном виде, но и во вьюках. Все опытныe образцы наши конструкторы делали своими руками, старались учесть каждый совет и замечание артиллеристов горно-стрелковых дивизий. Помнится, пришлось даже макет лошади купить в цирке и на нем отрабатывать различные варианты вьюков с частями к пушки. В общем, наверное, все сделали, чтобы орудие пришлось по душе воинам Красной Армии.
На всю жизнь запомнилось Л. И. Горлицкому 5 мая 1939 года — день, когда он докладывал правительственной комиссии о создании новой горной пушки, показывал ее в деле. И вскоре она поступила на вооружение Красной Армии.
Более 60 лет минуло с тех пор. Сегодня нам сложно в полной мере оценить все значение работы, проделанной под руководством Л. И. Горлицкого, необходим экскурс в историю.
Чтобы образцы вооружения были на самом высоком техническом уровне и выпуск их готовился на базе передовой технологии и методов массового производства, ЦК партии и правительство в тридцатые годы принимали особое решение по каждой пушке, которая бралась на вооружение и ставилась на массовое производство. Нетрудно представить, какая ответственность легла на Л. И. Горлицкого, назначенного в 1937 году главным конструктором. А ему тогда шел 32-й год! Всего пять лёт минуло с того дня, как он, окончив Ленинградский военно-механический институт, приступил к работе в КБ.
В чем секрет успехов Л. И. Горлицкого? В великолепной подготовке, полученной в военно-механическом институте? Конечно, там преподавали виднейшие специалисты в области артиллерии, да и на учебу в институт мобилизовали лучших из лучших студентов других технических вузов: страна крайне нуждалась в квалифицированных технологах и конструкторах - оружейника.
Широкое поле деятельности открылось перед всеми выпускниками военно-технического института— именно в начале 30-х годов складывалась система артиллерийского вооружения Красной Армии. Но успех пришел только к талантливым, к тем, кто смело брался за дело, не боялся внедрять новое, передовое. И еще имел огромное желание внести свой вклад в улучшение отечественной артиллерии. Именно талант и патриотизм являются, пожалуй, самыми неотъемлемыми чертами Л. И. Горлицкого.
С началом Великой Отечественной войны Л. И. Горлицкий снова оказался в эпицентре больших дел — создания советской самоходной артиллерии. «В октябре 1942 года Уралмашзавод получил задание правительства в течение месяца изготовить опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-122. Срок был очень коротким. Созданная на заводе специальная конструкторская группа, возглавляемая Л. И. Горлицким, работала с большим энтузиазмом, сутками не выходя с завода» — так кратко описывается история создания первой уралмашевской самоходки в третьем томе «Истории Великой Отечественной войны». Уже в декабре 1942 года 25 машин СУ-122 были отправлены на фронт. Так Уралмашзавод стал родиной советской самоходной артиллерии. Уже первые самоходки Уралмаша оказались удачными по своей конструкции — «работали» они до конца войны, их применяли при штурме Берлина. За создание СУ-122 Л, И. Горлицкий был удостоен Государственной премии (которую, кстати, внес на покупку боевой машины).
«За время работы на Уралмашзаводе Горлицкий показал себя крупным специалистом, проявляющим творческую инициативу в деле конструирования и освоения новых боевых машин». Директор завода Б. Г. Музруков, парторг ЦК ВКП(б) на Уралмашзаводе М. Л. Медведев.
Этот документ краток, но, думается, в нем схвачено главное. Конструктор, если он подлинный творец, не может не думать о перспективе, не может не реагировать на насущные потребности. Поэтому уралмашевское КБ методически и неуклонно улучшало конструкции самоходок. При этом искались и находились все новые резервы снижения веса боевых машин, совершенствовалась и удешевлялась технология их производства.
«В середине 1943 года завод дал второй тип самоходки — СУ-85. Эта самоходная артиллерийская установка была всего лишь на 7 процентов тяжелее предыдущей, но мощность ее вооружения в 2 раза превышала огневую мощь первого, образца», — писал вскоре после войны Л. И. Горлицкий в книге «Трудовой подвиг советских танкостроителей». Эта машина имела не только отличные боевые качества, но и была относительно «проста в производстве, что позволило изготавливать ее в крупных сериях.
Последние самоходки Уралмаша — СУ-100 обладали вооружением в 2,25 раза более мощным, чем СУ-85. Чтобы наглядно представить Их мощь, достаточно сказать, что бронебойный снаряд самоходки СУ-100 на дальностях до 1000 метров пробивал под прямым углом броню до 160 мм толщиной. Этого вполне хватало для уничтожения лучших немецких танков — «Тигров», лобовая броня которых была 100 мм. Не случайно военные специалисты считают СУ-100 лучшей САУ второй мировой войны. Это достижение Л. И. Горлицкого также отмечено Государственной премией.
Можно многое написать об этих достижениях. Но ведь нельзя забывать, что в те тяжелые для страны годы конструкторы вынуждены были ориентироваться на ограниченные возможности производства военного времени. Не было опытного цеха. Не хватало оборудования, инструментов, цветных металлов, легированных сталей, специальных станков. Все это следовало учитывать в конструкциях самоходок, сохраняя их высокую надежность. Так что успехи конструкторов военного времени— это трудные успехи. И чем они труднее, тем дороже.
«Всем нам Л. И. Горлицкий запомнился как человек с очень проницательным умом и добродушным характером, — вспоминает Л. С. Сатовская. — Меня неопытного конструктора, удивляло, как человек, решавший такие важнейшие для Родины задачи, не растерял чуткого внимания к людям, душевной доброты».
Действительно, познакомившись с Л. И. Горлицким, прежде всего, приходишь к мысли, что это очень доброжелательный человек, оптимист.
При встрече пятнадцать лет назад, в день 80-летия Горлицкого, он долго расспрашивал меня об Уралмаше, проявляя удивительную память на самые мельчайшие штрихи военной истории завода, поблагодарил за поздравления в связи с 80-летием. И еще ответил на вопрос: «Как Вы оцениваете свою работу на Уралмаше?».
— Безусловно, для меня это были годы самых больших творческих достижений, которые я связываю с замечательным коллективом Уралмаша. И сейчас слежу за успехами вашего предприятия. Искренне желаю труженикам «отца заводов» успехов.
С. Агеев
Агеев, С. Выдающийся конструктор XX века / С. Агеев // Ритм.-2001.-27 февр.- С.2
Волкович, А. «Солдат отчизны»
Сегодня уже нет в живых большинства из тех, кого в грозные и героические годы Великой Отечественной по праву называли «техническими полководцами»- главных конструкторов, главных инженеров, главных технологов, директоров оборонных заводов. Не будь их, разрабатывавших и производивших вооружение и военную технику, - не было бы блистательных побед у стен Берлина, на подступах к Москве, штурма Берлина, как не было бы победной Весны 45-го, да и самой Великой Победы!
Лев Израйлевич Горлицкий, главный конструктор ОКБ-3 Уралмашзавода, в годы войны создавал самоходные артиллерийские установки. Его самоходки приняли боевое крещение под Ленинградом, громили фашистов на Курской дуге, брали Берлин и освобождали Прагу, били японских самураев за 38 параллелью. Последняя из выпущенных самоходок СУ-100 взошла своим ходом на постамент Победы на вечную стоянку у главной проходной Уралмаша.
НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
Почти полувековая конструкторская деятельность Л. Горлицкого началась в 1932 году на заводе "Красный путиловец". Его творческий путь типичен для миллионов юношей и девушек 20—30 годов. Молодая Советская республика создавала индустрию. Нужны были технические кадры. И они готовились на всех уровнях - от профшкол до институтов. В 1926 году Лева окончил 1-ю Киевскую профшколу, поступил на завод "Физик-Химик". Слесарь - ремонтник станочного оборудования, он постоянно стремился что-то усовершенствовать, сделать лучше. Через два года Лева поступил на механический факультет Киевского политехнического института. Вскоре, в числе других студентов III курса, его перевели в Военно-Механический институт в Ленинград. В 1930 году постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома лучшие студенты из разных институтов мобилизовавшись в военные вузы. И среди них — Л.И. Горлицкий.
В 1932 году Лева успешно закончил институт, и его направили на завод "Красный путиловец" в артиллерийское бюро СКБ-4, возглавляемое И. Махановым. Под его руководством, молодой специалист постигал азы артиллерийского проектного дела, разрабатывал узлы и механизмы новых орудий. Вскоре Маханов обратил внимание на его способности и назначил старшим инженером-конструктором. Это стало началом самостоятельной работы. Здесь, в СКБ-4, он развивается как конструктор и, что особенно важно, получает хорошую подготовку по всему производственному и техническому циклу. Он накапливает багаж знаний, без которых настоящим «спецом» не становятся. Ему по плечу сложные проектные задачи. Разрабатываемые им узлы и детали рациональны конструктивно, технологичны в производстве. Его успехи не остаются незамеченными.
В январе 1936 года приказом Наркома вооружений Л.Б. Ванникова Л.И. Горлицкий был назначен главным конструктором завода "Арсенал" в Ленинграде. В 1936 - 1939 годах коллектив конструкторов под его руководством разработал 76 мм горную пушку, 76 мм полковую пушку и 107 мм горную гаубицу. Горная пушка серийно изготавливалась до 1942 г. Ежемесячный выпуск достигал 200 орудий. Это было орудие с высокими боевыми качествами - по меткости, скорострельности, маневренности оно превосходило зарубежные образцы. За достигнутые успехи Л. Горлицкий был награжден первой высокой наградой - орденом Красной Звезды.
Работа в СКБ-4 - это время становления Л. Горлицкого как зрелого инженера-конструктора и руководителя проектного коллектива. Успех в СКБ-4 стал поворотным в судьбе. В начале 1940 года его вернули на "Красный путиловец" и назначили главным конструктором завода по артиллерийскому производству и начальником артиллерийского КБ. До войны оставалось менее полутора лет.
ВОЙНА
С первых дней войны Л. Горлицкий с конструкторами артиллерийского отдела сконцентрировали усилия на увеличении выпуска орудий, в первую очередь, 76 мм полковой пушки, отлично зарекомендовавшей себя в боях. В июле 1941 г. комитет обороны Ленинграда возложил на кировский завод работы по установке и монтажу артиллерийского вооружения в ДОТах и ДЗОТах в укрепрайонах на подступах к городу и обучение личного состава воинских частей пользованию этим вооружением. Работы проводились, силами конструкторов и рабочих артиллерийского производства. По заданию комитета обороны работы по вооружению возглавил Л. Горлицкий. С июля по сентябрь в районах Луги, Красного Села, Пулково, Петергофа и других войскам были переданы сотни ДОТов и ДЗОТов, вооруженных пушками Кировского завода. Работать приходилось в сложных условиях в непосредственной близости от фронта. Нередко конструкторы и рабочие, монтировавшие вооружение, оказывались в зоне боевых действий, и сами принимали участие в боях против гитлеровцев. Особо отличившиеся на монтаже вооружения были удостоены правительственных наград, в том числе Л. Горлицкий.
В октябре 1941 г. по решению ГКО артиллерийское производство Кировского завода эвакуируется в Свердловск на Уралмаш. Эшелон из 28 вагонов, возглавляемый Л.И.Горлицким, добирался до места назначения 13 суток. В пути его неоднократно» бомбили, но людских потерь, к счастью, не было.
По прибытии, все 30 эвакуированных конструкторов были влиты в организованный незадолго до этого отдел №3 артиллерийского производства Уралмаша, главным конструктором которого был А. Булашев, Л. Горлицкого назначили его заместителем. Уже через три дня объединенный коллектив приступил к работе.
Главной задачей в тот период было увеличение выпуска гаубиц М-30, производство корпусов и башен для тяжелых танков и срочное освоение серийного производства танковых пушек Л-11 и Ф-34 в количестве 500-600 штук в месяц. Этими орудиями вооружались KB и Т-34. Жесткие сроки освоения да еще в таком количестве, невозможно было выполнить без переработки конструкторской документации под технологии и станочное оборудование Уралмаша. Из конструкторов артиллерийского производства срочно сформируется группа конструкторов танковой артиллерии во главе с Л. Горлицким. По приказу наркомата в ней должно было быть 40-50 человек. Но отдел артиллерийского производства не мог выделить такого количества, ибо весь его состав не имел столько конструкторов. Пришлось обходиться малым. В группу дали 12 человек. Конструкторы перешли на казарменное положение. Домой никто не уходил. Конструктивно-нетехнологичные, трудоемкие, к тому же капризные в работе, эти пушки не удовлетворяли ни завод, ни танкистов. Тем не менее, подготовка производства шла полным ходом. Других пушек пока не было. И когда осенью 1941 г. встал вопрос об усиления танкового вооружения ив первую очередь тяжелого танка KB, конструкторы-артиллеристы взяли на себя инициативу по разработке новой пушки. Но прежде произошли события, определившие на долгие годы вперед судьбу артиллерийского производства Уралмаша и самого Л. Горлицкого.
В 1942г. на базе артиллерийского производства Уралмаша создается завод № 9, подчиненный Наркомату вооружений. При выделении из Уралмаша к заводу № 9 отошли артиллерийские цеха и основной состав конструкторов артиллерийского производства. Уралмашу пришлось из остатков бывшего объединенного бюро создавать собственное КБ. Такое КБ было создано на базе группы танковой артиллерии Л. И. Горлицкого, пополнившейся конструкторами Кировского завода, а затем и Сталинградского тракторного, эвакуированного в октябре 1942 г. Вскоре на этот небольшой коллектив легла вся тяжесть работ по проектированию самоходных артиллерийских установок.
НЕ ЩАДЯ СЕБЯ
Боевые действия в 1941-42 гг. вызвали к жизни новую тактику применения артиллерии. Требовались САУ с мощным вооружением и противоснарядным бронированием, способные действовать в одинаковых условиях с танками.
Разработка такой САУ с калибром орудия 122 мм была задана Решением ГКО № 2429 от 19.10.42 г. На проектирование и изготовление опытного образца отводился всего месяц. На госиспытания образец должен был поступить к 25.11.42 г. Сроки, на первый взгляд, невероятные, не поддающиеся здравому осмыслению. Сегодня мало кто знает даже из специалистов, не говоря уже о широкой публике, какая колоссальная работа была проделана конструкторами Уралмаша в 1941 и в первой половине 1942 г. по разработке различных вариантов самоходок. По заданию НКТВ и по собственной инициативе было разработано семь (!) проектов САУ. А в июне - августе 1942 г. в инициативном порядке был разработан эскизный проект САУ с гаубицей М-30 на базе танка Т-34. Эти работы позволили создать солидный конструкторский и технический задел, накопить опыт проектных работ по САУ. Этот задел стал решающим в выполнении задания. Руководителем проекта был назначен Л. Горлицкий. Он сформировал группу всего из 16 конструкторов. Это все, что смогли выделить. Ведущим инженером Л. Горлицкий назначил Н.Курина. Его выбор не случаен. Николай Васильевич еще в финскую войну, работая на Кировском заводе, участвовал в проектных работах по самоходной артиллерии. Он же был и основным разработчиком эскизного проекта.
Созданию САУ придавалось очень важное значение- работа была на личном контроле у И.Сталина. Конструкторы понимали важность и ответственность задания, сколь остра необходимость в такой машине на фронте. Они прилагали максимум сил для выполнения задания в срок. Работа велась круглыми сутками с короткими перерывами на сон вблизи рабочего места.
Вспоминает копировщица О.П. Чащина. "Уставали страшно. Особенно глаза. От напряжения и бессонницы в голове гудело, веки закрывались. Хотелось только одного - поспать, хоть чуть-чуть. Не помогало ничего - ни разминки, ни умывание холодной водой. Даже голод отступал куда-то. Особенно тяжело было ночью, под утро. Как- то, около часу ночи, к нам вошел Лев Израйлевич. Но в этот раз не прошел дальше, а остановился у дверей и прислонился спиной к косяку. Спросил, как дела, сколько осталось копировать чертежей, рассказал о последней сводке с фронта. Он был, очень усталый, глаза воспалены. Он так и стоял, опершись на косяк, время от времени водя по нему спиной. Мне это показалось странным, но я нечего не спрашивала. Хотела спать и ничего больше. Как я закрыла глаза и куда-то провалилась, не помню. Отключилась буквально на мгновение. Так мне показалось. Очнулась от того, что кто-то прикоснулся к плечу. Рядом стоял он. Посмотрела на часы и обомлела - стрелки показывали пять утра. Кинулась будить остальных. Мы проспали четыре часа вместо положенных двух. Это было серьезным нарушением. Что будет? Лев Израйлевич улыбнулся: "Девочки, пора за работу". И ушел. Уже много позже, я спросила его, почему он стоял и терся о косяк? Его ответ запомнила на всю жизнь: "Там острый выступ был. Чтобы не уснуть". Он причинял себе боль, чтобы не уснуть!".
30 ноября 1942 г. была закончена сборка опытного образца и в тот же день проведены испытания пробегом и стрельбой на заводском полигоне. С 5 по 19 декабря проходили госиспытания на Гороховецком полигоне. Но ГКО, не дожидаясь окончания испытаний, принял постановление о немедленной организации производства У-35. Так вначале называлась самоходка. Впоследствии по указанию ГАБТУ индекс был изменен на СУ-122. Под этим обозначением она и вошла в историю. Первые 25 машин ушли на фронт в конце декабря 1942г. А в январе 1943 г. два образца были доставлены в Москву в Кремль. Новые боевые машины осматривали председатель ГКО И.Сталин, наркомы и генералы Красной Армии. Пояснения давал главный конструктор САУ Л. Горлицкий.
За СУ-122 Л. Горлицкий и Н.Курин были удостоены Сталинских премий.
СХВАТКА С "ТИГРАМИ"
Первый бой самоходок СУ-122 с "Тиграми" произошел в январе 1943 года в районе станции Мга, что под Ленинградом. Похоже, сама судьба уготовила этим машинам смертельный поединок, неумолимо сводя их на заснеженном русском поле у блокадного города. Могут возразить — случайность. На войне всякое бывает. Однако, судите сами. Обе машины созданы в 1942 году. Выпущены в конце года. "Тигр" — как ответ советским Т-34 и КВ. СУ-122 —как противотанковое штурмовое орудие. Опытная партия из 6 "Тигров" направляется для испытаний в условиях реальных боевых действий в группу армий "Север". Два первых полка СУ-122, только что вышедших из ворот Уралмаша, направляются на Волховский фронт. "Тигры" идут в свой первый бой у стации Мга. Батарея СУ-122 накануне выдвигается к этой же станции. Вот так опытные образцы вооружений сошлись в единоборстве на поле боя, ставшим для них испытательным полигоном.
Потребность в создании танка с противоснарядным бронированием и мощной пушкой у немцев возникла сразу же после начала боевых действий. Определялось это тем, что огнем бронебойных снарядов из пушек Т-34 и KB пробивались все немецкие танки со всех дистанций прицельного огня и наоборот; с дистанции 150 м и далее артиллерия всех немецких танков была уже не опасна для KB с любой стороны, а для Т-34 - в секторе 1000 спереди. Для борьбы с KB и Т-34 немцы вынуждены были использовать в качестве противотанковой артиллерии свои полевые и зенитные пушки калибров 105 мм и 88 мм. Однако их количество было недостаточным. К тому же, в силу своей громоздкости, они не обладали маневренностью, и сами были хорошей мишенью. На средних танках T-III и тяжелых T-IV немцы срочно усилили броню, навесив экраны. Но это не решало проблемы. Требовался новый танк. Им стал "Тигр", Он впитал в себя весь опыт и технические достижения, был вершиной германской конструкторской мысли и военной промышленности. Лобовая броня толщиной 80 мм обеспечивала надежную защиту, а длинноствольная 88 мм пушка поражала цели на дистанции до 1,5 км. Это была грозная боевая машина.
И "Тигры" показали свою мощь. В том бою у станции Мга они уверенно атаковали наши позиции, уничтожили противотанковую батарею и повели наступление в глубину обороны. Казалось - нет силы, способной их остановить. Путь им преградила батарея СУ-122. Все шесть сверхсекретных "Тигров" были уничтожены.
Смертельное противоборство самоходок с немецкими танками продолжалось до конца войны. Вслед за "Тигром" вермахт получил на вооружение "Пантеру", затем САУ "Фердинанд". Это были монстры с броней до 200 мм. Л. Горлицкий и его конструкторы ответили созданием СУ-85 (1943 г.) и СУ-100 (1944 г.). От их бронебойных снарядов немецкий "зверинец" запылал на всех фронтах. Лев Израйлевич и его единомышленники Н.В.Курин, М.С.Тарасов, Г.Ф. Ксюнин, Е.А. Карлинский, Г.В. Соколов, В.А. Вишняков к концу войны в инициативном порядке создали САУ с невиданными качествами по бронестойкости. Ее корпус был неуязвим для любого орудия, бывшего в немецких танковых и противотанковых частях! По этому показателю он превосходил даже корпуса тяжелых танков и САУ. Великолепное достижение конструкторской и технической мысли! Эта САУ получила название "Уралмаш-1". Были изготовлены два опытных образца. Серийно не производилась в виду окончание войны.
С личным участием Л. Горлицкого или под его руководством было разработано 26 орудий, самоходок и танков. Из них 12 производились серийно. Наибольшую известность получили СУ-122, СУ-85, СУ-85М и СУ-100. Всего было выпущено 6319 этих машин. Л. Горлицкий стал дважды лауреатом Сталинской премии (1943 г., 1946 г.), награжден многими орденами и медалями.
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
В 1954 г. Лев Израйлевич возвратился в Ленинград на родной Кировский завод, где до войны работал главным конструктором. Здесь в КБ он трудился до выхода на пенсию в 1976 г. Однако его связь с Уралом не прерывалась. Взаимные поздравления по праздникам, публикации в заводской газете, иногда удавалось навестить, будучи в командировке. В музее ЦКБ "Трансмаш", так стало называться его родное уральское ОКБ-3, бережно хранятся документы о нем - письма, поздравления, фотографии, макеты самоходок. Центральное место занимает его портрет в военной форме с орденами и медалями. Особая гордость музея - сохранившиеся чертежи общих видов СУ-122 с его утверждающей подписью 1942 года. В конце 90-х и в 2001 г. его навещал наш сотрудник, нештатный директор музея ЦКБ В.В. Андреев. Он поздравил Льва Израйлевича с его 95-летием, вручил подарок от коллектива. Несмотря на солидный возраст, тот был бодр, с охотой вспоминал и рассказывал о военных годах, о работе над САУ, да и просто любил поговорить "за жизнь". Память у него была прекрасная. Когда Виктор Васильевич показал ему список 22 бывших сотрудников его КБ конца сороковых годов - назвал по именам и фамилиям всех!
При расставании подарил несколько фотографий. Как будто чувствовал. На одной из них, где был запечатлен с суворовцами, на обороте написал: "Храните Россию". К сожалению, это была последняя наша с ним встреча. 2 ноября 2003 г. его не стало.
СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ
Время скоротечно. Уходя, оно уносит с собой события, дела и творения людей, уносит и самих творцов, оставляя их на какое-то время в памяти потомков. К сожалению, память не вечна. И потому для сохранения наследия уходящих поколений, человечество создало музеи, эти хранилища достижений разума и труда. Как ни странно, но до сих пор нет на Урале музея, в котором были бы собраны военная техника и вооружения уральских заводов, уральских мастеров и конструкторов. Есть отдельные разрозненные собрания, как правило, при заводах. Естественно, что в них собрано в основном то, что производил этот завод. Что-то собрано и выставлено при воинских частях, военных очагах культуры (дворцах, домах), военных учебных заведениях, в парках культуры, а то и просто во дворах жилых массивов. За редким исключением, техника эта практически беспризорна, ухода и догляда надлежащего не имеющая. И потому исчезающая, увозимая правдами и неправдами на металлолом. Вспоминают о ней разве что по большим праздникам, да и то не дольше, чем на праздник. Кончаются торжества, кончается и память. Участь выставленных экземпляров в большинстве своем горька и печальна. Захламленность прилегающих территорий, исписанные и разрисованные вдоль и поперек шедеврами, самые корректные из которых далеки от изящной словесности и пристойности. Все, что можно разбить, исковеркать, выдрать — разбито, исковеркано, выдрано. Большего надругательства над памятью, над историей, над духовностью народа придумать трудно. Доколе? Пора создать в столице Урала такой музей. Собрать и сохранить все, что пока уцелело. И если кто-то спросит, а кому он нужен, отвечу: "Нужен живущим сегодня и тем, кто будет завтра! Нужен предкам, не пощадившим себя за нас! Особенно нужен молодежи! Нужен России, вчерашней, нынешней, но особенно завтрашней! Для ее очищения, для ее возрождения, для ее духовного воскресения!".
Анатолий Волкович
Волкович, А. Солдат отчизны / А. Волкович // Областная газета.-2006.- 3 марта.- С.4
|
|
| |