otkrey | Дата: Воскресенье, 06.03.2016, 10:50 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
|
Агеев, С. «Я смотрю на тебя, старый друг Уралмаш…»
9 декабря 2009 г. исполнилось 75 лет знаменитому киносценаристу, драматургу и писателю Геннадию Бокареву. В начале 1960-х гг. он работал на Уралмаше в конструкторском отделе и в душе до сих пор считает себя уралмашевцем.
У него обычнейшая биография: босоногое деревенское детство (даже в первый класс явился босиком и в одних только трусах), служба в армии, труд рабочим на ВИЗе, учеба в техникуме. Как и многие, он беззаветно увлекался кино и спортом.
Крутой поворот в жизни Геннадия Бокарева произошел в 1961 г., когда он, инженер Уралмашзавода, в один прекрасный день в семь утра появился на крыльце одного из самых престижных советских вузов - ВГИКа, Всесоюзного государственного института кинематографии. Поезд из Свердловска пришел рано, а цель появления в столице у него была одна-единственная - сдать документы для поступления на сценарный факультет. Так и просидел на крыльце, пока не открыли дверь в храм киноискусства.
Тогда он плохо представлял, кто они такие, сценаристы, и какова их роль в создании кинофильмов. Но только на этом факультете было заочное отделение, то есть можно было совмещать работу на Уралмаше с учебой в престижном вузе. А как иначе содержать семью: жену-студентку и ребенка? И ведь поступил! Так что пришлось Уралмашзаводу на протяжении шести лет оплачивать Бокареву поездки в Москву и экзаменационные сессии.
О Бокареве заговорили, когда он еще учился во ВГИКе. Была у него страсть пописывать, в основном для самого себя. Однажды написал повесть, которую отказались публиковать все свердловские газеты, журналы и Средне-Уральское книжное издательство. Но в 1964 г. эта повесть под названием «Мы» была все же напечатана. И где! В журнале «Юность», вотчине кумиров советской молодежи - Аксенова, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Искандера... Мало того, столкнувшись в коридоре редакции с Василием Аксеновым, Геннадий удостоился дружеского похлопывания по плечу и напутствия: «Молодец, старик, двигай в том же духе!»
И Бокарев старался, «двигал». В 1968 г. он стал главным редактором художественного вещания Свердловской телестудии. Самым молодым главным редактором во всем Советском Союзе. И единственным беспартийным. Читатели пожилого возраста поймут, насколько невероятно это было в те годы.
В 1971 г. на «Мосфильме» был снят первый художественный фильм по сценарию Геннадия Бокарева, а в 1972 г. к нему пришла настоящая слава. Но не в связи с удачным киносценарием, а из-за пьесы «Сталевары», поставленной на главной сцене страны - во МХАТе. Самое интересное, что пьесу-то он как раз писать не собирался, работал над сценарием для «Мосфильма». Самая главная в стране киностудия заказала ему сценарий на производственную тематику, несомненно, имея в виду, что Геннадий Бокарев еще и уралмашевец.
Об этом заказе узнал главный режиссер МХАТа Олег Ефремов и предложил Бокареву попробовать себя в жанре драматургии:
- Понимаешь, Гена, мне нужна пьеса, которая бы как-то вздрючила актеров.
Бокарев долго отказывался, но Ефремов все-таки настоял на своем. Вскоре начались читки пьесы, настоящие пытки для драматурга-дебютанта. Рядом с ним сидели и слушали текст легендарные, при всех своих высоких регалиях, актеры: Грибов, Тарасова, Кторов, Степанова, Массальский... Они молчали, а Бокарев краснел и бледнел, каждое слово казалось ему неточным, фальшивым. Начались репетиции. И однажды один из старых мхатовцев, которому пришлось играть пожилого сталевара, надевая суконную куртку, видимо, выразил общее мнение актерского коллектива:
- Ты это что же, братец, со мной делаешь?! Я всю жизнь играл во фраках...
Но все же «вздрючить» актеров Олегу Ефремову удалось блестяще. По завершении читок он повел их на завод — показал горячий цех, совершенно неведомую для них производственную жизнь. И ведь вдохновились!
О чем в пьесе речь? О том, что порядочный человек, прежде всего, честен в своей профессии. То, о чем Бокарев писал, он хорошо знал, в его биографии была работа в горячем цехе ВИЗа. Спектакль нашел своего зрителя, долго держался в репертуаре не только МХАТа, но и еще более чем 100 театров СССР. «Сталеваров» перевели и ставили в Польше, Чехословакии, Венгрии. С легкой руки Бокарева «производственная» тема вошла в моду. Но Государственную премию за спектакль получили все, кроме автора пьесы.
Правда, по словам самого Геннадия Бокарева, он не в обиде:
- Этот факт биографии по-своему примечателен, даже оригинален. Государственные премии получили все драматурги всех премированных спектаклей. Кроме меня. Значит, их много, а я - один. И это, в самом деле, стоит любой премии.
В 40 лет он стал сначала главным редактором, потом - художественным руководителе Свердловской киностудии по игровым фильма. В 1984 г. получил звание «Заслуженный деятель искусств». В 1998 г. стал действительным членом Академии киноискусств «НИКА».
На сей момент в российском кино более 20 фильмов, снятых по сценариям уралмашевца Геннадия Бокарева. Наиболее известные из них
- «Перед рассветом», «Болевой прием», «На полпути в Париж», «Сель», «Приговоренные «Хочу, чтобы он пришел», «Найти и обезвредить», «Здесь твой фронт». Последний - о людях Уралмаша, совершавших трудовой подвиг во время войны. В нем снимались известные актеры: Глузский, Невзоров, Яковлева, Гринько, Жигалов...
Творчество Геннадия Кузьмича отмечено многими литературными премиями. И одна них — премия имени Н.И. Кузнецова, учрежденная Уралмашем. Указом губернатора в декабре прошлого года ему присвоено звание Почетного гражданина Свердловской области.
Без сомнения, Геннадий Бокарев - настоян классик современной драматургии и сценарного искусства. И тем приятнее, что он дарит наше коллективу песню:
Я смотрю на тебя, старый друг Уралмаш,
Словно вижу сегодня впервые...
Твой бессменный рабочий,
Солдатский твой стаж —
Это сила и слава России.
А теперь говорят, что не тот, мол, кураж,
Что заездили, сгорбили годы...
Ты с далеких тридцатых всегда, Уралмаш,
Был и будешь Заводом Заводов.
Припев:
Уралмаш, Уралмаш!
Я тебя не предам, ты меня не предашь,
Навсегда до последней кровиночки наш
— Уралмаш, Уралмаш, Уралмаш!
И в холодных цехах, и у жарких огней
Постигал я мужскую науку.
А случалось упасть, ты протягивал мне
Свою верную теплую руку.
Сколько прожито вместе и дней, и ночей,
Круглых дат, панихид и парадов!..
Ты дарил мне подруг, ты дарил мне друзей,
Да таких, что других и не надо.
Припев.
В жизни все сочтено. Нам известно давно,
Кто есть кто, кто — Иуда, кто — Каин.
Но, как прежде, стучится в ночное окно
Песня старых рабочих окраин.
Нас с тобой не состарят, не сгорбят года
Никакие не сгорбят невзгоды!..
Мы остались такими, как были всегда,
—Уралмашевской твердой породы.
Агеев, С. Я смотрю на тебя, старый друг Уралмаш / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.-2010.-1-18 января.- С.8
|
|
| |