otkrey | Дата: Воскресенье, 06.03.2016, 10:29 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Статус: Offline
| Агеев С. «Первостроитель»
ДОМИК С ВЕРАНДОЙ
У Антона Павловича Чехова есть замечательный рассказ - «Дом с мезонином», объединяющий три темы: любви, труда и народа. Эти же темы напрашиваются в рассказ об обитателях маленького домика, построенного Виктором Николаевичем Анфимовым 1944 г.
Сейчас улица, где стоит этот дом, встраивается современными домами. Новые красивые многоэтажки поднимаются на месте «частного сектора», и в домики, что еще не снесли, смотрят, а улицу печально и обреченно, дожидаясь своей неизбежной участи.
По своим размерам дом Анфимовых ничуть не выделяется из общего яда. Но все же есть у него отличительная особенность - большая веранда непривычной для Урала конструкции и декора. Сам Виктор Николаевич называл ее «арзамасской», именно в Арзамасе прошла его юность, там он учился в реальном училище.
Семья должна жить в своем доме, не в казенной квартире, - так, видимо, полагал Виктор Николаевич. Человек, должен трудиться на земле, вкушать продукты своего труда. Так было в семье его родителей. Отец Виктора Николаевича был священником, мать тоже происходила из духовного сословия. Ее девичья фамилия - Цветаева, род этот дал России не только много |деревенских батюшек, но и знаменную поэтессу, Марину Цветаеву.
В отличие от многих других, Виктор Николаевич своего «поповского», озорного, по советским меркам, разумеется, происхождения не скрывал, в анкетах писал правду: «отец - священник».
Род Анфимовых - древний. Родословную свою его представители ведут от лейб-гвардейца Никифорa Анфимова, который в ночь на 1 (23) марта 1801 г. стоял на часах в Михайловском замке у апартаментов императора Павла I. В ту самую ночь, когда был задушен тиран. Позже Никифор участвовал в Отечественной войне 1812 г., был ранен в сражении под Малоярославцем.
В 1926 г. по обоюдной любви Виктор Анфимов обвенчался с Лидией Лешерн. По семейному преданию, денег у молодоженов было очень мало, кое-как нашли священника, согласившегося совершить обряд за мизерную плату. В Томске Виктор Анфимов окончил три курса технологического института, больше не получилось - нужны были средства на содержание семьи.
Жену свою Виктор Николаевич называл только Лидушкой. Сохранилась тетрадка стихов, на которой Виктор Николаевич сделал надпись: «Лидушкины стихи». Он пережил жену больше чем на 20 лет. После ее смерти каждый год в его дневнике открывался записью: «Один год без мамочки», «Два года без мамочки» «Уже четыре года без мамочки»...
Анфимовы воспитали двоих замечательных детей. Старшая дочь Ирина преподавала русский язык и литературу в школе №22, сын Лев стал ученым-геологом, профессором Свердловского горного института.
Виктор Николаевич был настоящим интеллигентом, безупречно воспитанным человеком. В связи с этим уместно вспомнить слова одного из героев рассказа Чехова «Дом с мезонином»:
- Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Именно таким он и был - деликатным, даже в жарких спорах никогда не унижал оппонентов. Многие отмечали еще одну замечательную особенность Виктора Николаевича, необычную для мужчин конца XX столетия: ему было уже за 80, но он никогда не садился, если хотя бы одна женщина еще стояла. Он был очень начитан, переписывался со знаменитым писателем Викентием Вересаевым. В одной из его уралмашевских характеристик среди стандартных канцелярских фраз, неожиданная строчка: «хорошо знает классическую и современную художественную литературу»- его образованность, интеллигентность всегда производили большое впечатление на окружающих.
ЯБЛОНЕВЫЙ САД
«Вся Россия - наш сад», - утверждал Антон Павлович Чехов. Для него разрушение старого помещичьего вишневого сада символизировало ломку России, начало эпохи больших перемен.
А для Виктора Николаевича, создававшего свой яблоневый сад, он был символом возрождения, поворотом к нормальной жизни после всех потрясений в стране, отразившихся и на нем, и на его родственниках.
- Когда речь заходит о Викторе Николаевиче, всегда вспоминаешь дивный аромат его яблоневого сада,- вспоминает Нина Обухова, ранее работавшая заведующей фондами музея Истории Уралмашзавода. - Виктор Николаевич был одним из создателей музея, неизменным членом его общественного совета. В музее он никогда не появлялся без какого-нибудь сюрприза, как правило, созданного его же руками. Начиная с августа, это были яблоки. Они были чудесные - полупрозрачные, медового вкуса.
Сад семьи Анфимовых до сих пор помнят многие. Виктор Николаевич и Лидия Павловна с удовольствием принимали у себя многочисленных гостей: соседей, коллег по работе, приятелей своих детей. Угощали их вареньями-соленьями собственного изготовления и домашними настойками. Сам Виктор Николаевич почти не пил, позволял себе только маленькую рюмочку, но гостей потчевал от всей души.
Сад удивлял не только обилием яблоневых деревьев. Росла в нем и вишня, но необычайная для Урала - пенсильванская. А еще там были сибирский бамбук, маньчжурский орех, серебристая ель, жасмин, фундук, стелющаяся айва, жасмин... Между прочим, даже яблони в то время на приусадебных участках были редкостью, на Урале они вымерзали, так как районированных сортов еще не вывели.
Была у Виктора Николаевича мечта - весь поселок Уралмаш превратить в огромный цветущий сад. Первую уралмашевскую улицу он так и хотел назвать - Садовой. По его задумке, она должна была на всем своем протяжении представлять бульвар, посередине которого растут ряды кустарников и деревьев. Как он говорил, «своего рода северный сад». Проект удалось реализовать только частично: высадили ясени, акации. Со временем бульвар огородили красивыми чугунными решетками. Но «северного сада» не получилось, ведь за насаждениями надо еще и ухаживать! Да и улицу еще до войны назвали иначе Кировградской.
Но все-таки во многом благодаря Виктору Николаевичу Анфимову Уралмаш изначально отличался других районов города своими газонами, скверами. Его так и называли - «зеленый Уралмаш». Завод закупал для соцгорода в Поволжье саженцы лип, кленов, дубков. Высаживались и уральские березки.
РАСПЛЯСАЛИСЬ, РАЗГУЛЯЛИСЬ БЕСЫ ПО РОССИИ ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК
С автором этих строк, Максимилианом Волошиным, Виктор Анфимов познакомился вскоре после знаменитого Крымского землетрясения в сентябре 1927 г.
Поэт и художник был человеком твердых принципов, главный из которых - свобода личности. Поэтому до революции он скрывал у себя в дом революционеров, а после революции - контрреволюционеров. В большевистские идеалы Волошин нисколько не верил:
Вчерашний раб, усталый от свободы –
Возропщет, требуя цепей.
Построит вновь казармы и остроги,
Воздвигнет сломанный престол,
А сам уйдет молчать в свои берлоги,
Работать на полях, как вол.
Как только это стихотворение было публиковано, началась травля автора. Причем травили его все кому не лень, даже неграмотные соседи.
Во время землетрясения дом опального поэта и художника Максимилиана Волошина дал трещины, и тот обратился к строителям железнодорожного моста (а прорабом на стройке был Виктор Николаевич) с просьбой - нельзя ли что-нибудь сделать.
Вскоре под руководством Виктора Анфимова знаменитый дом Волошина в Коктебеле был укреплен бетонной стяжкой. Рассказывают, что по окончании работ поэт произнес:
- Отныне в этот дом никогда не войдет враг!
Самое интересное, что враг, если таковым считать солдат немецко-фашистской армии, действительно в этот дом не вошел. В Великую Отечественную войну солдаты вермахта почему-то предпочли квартировать во флигелях и разных хозяйственных постройках, но не в доме к тому времени уже покойного поэта. Этот дом стоит и сейчас, в нем музей Максимилиана Волошина.
Вроде бы эта история характеризует Виктора Николаевича Анфимова лишь как хорошего строителя. Но дело еще и в том, что общаться с опальными людьми было опасно. Тестя Виктора Николаевича за несколько лет до того арестовали по доносу соседей за то, что он читал на крыльце газету (мало ли что в ней написано!), а жена его разговаривала с детьми «не по- нашенски». Правда, из тюрьмы его вскоре выпустили, поскольку чекисты не докопались до главного: он был не просто инженер-путеец Лешерн, а Ле-шерн фон Герцфельд, потомственный дворянин.
Отношения Анфимова с Волошиным продолжались до самой смерти поэта и художника. А когда, наконец, сняли табу с имени Максимилиана Волошина, Виктор Николаевич попытался помочь дому-музею в создании экспозиции. Наивный человек, он отправил несколько подлинных акварелей по почте, и был страшно удивлен, когда посылка «затерялась».
ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОНЕВОЛЕ
Виктор Николаевич сам о себе говорил, что он не из храбрых людей, даже трусоват. Но однажды он совершил поступок, который характеризует его совершенно иначе.
В 1934 г. состоялся суд над уралмашевцами, членами, так называемой контрреволюционной террористической организации. Для «веса» во главе группы заговорщиков организаторы процесса поставили уже покойного к тому времени главного инженера проекта и главного инженера строительства завода Владимира Фидлера. Приговор суда был суров: одних - расстрелять, других - надолго посадить. А заводская общественность постановила выбросить урну с прахом Фидлера из усыпальницы, что была воздвигнута на том месте, где сейчас стоит памятник Орджоникидзе. Так бы оно и было, если бы не Виктор Анфимов. Ночью он вскрыл усыпальницу и унес урну с прахом Фидлера на дровяной склад УЖКХ. Там она и пролежала до середины 1950-х гг., пока все осужденные не были реабилитированы. Иначе он поступить не мог - совесть не позволяла сидеть, сложа руки, когда творится такое кощунство.
А ведь он реально рисковал, и здорово рисковал! Урну искали не только общественники, но и «органы». И если бы открылось, кто ее похитил, нашли бы, за что посадить беспартийного сына священника.
Кстати, в коммунистическую партию он так и не вступил, несмотря на все уговоры, порой весьма жесткие.
- Я не достоин, быть членом партии, - спокойно говорил он.
Это был вызов системе, но ничего с ним нельзя было поделать - никто лучше, чем он, не знал инженерные коммуникации поселка. И даже когда Виктор Николаевич вышел на пенсию, его могли среди ночи поднять с постели:
- Прорвало трубу! Отключилась электроэнергия! Что посоветуете?
Бывший главный инженер УЖКХ воспринимал такие ночные консультации как должное, никогда и никому не отказывал. Более того, обязательно подсказывал, где, по его мнению, может произойти еще авария.
Он вообще не мог сидеть без дела. Уже, будучи пенсионером, Виктор Анфимов стал членом общественного совета музея Истории Уралмашзавода и активно работал в нем до самой кончины. По собственным дневникам которые вел всю жизнь, он написал историю каждой улицы Уралмаша, каждого дома. Получился фундаментальный труд «Соцгород Уральского завода тяжелого машиностроения» который, Виктор Анфимов передал заводскому музею. Фактически им сохранен для потомков интереснейший раздел истории района, который, принципе, невозможно подготовить по архивным документам. Отрадно, что фондах заводского музея это наиболее востребованный исследователями материал - с ним ознакомились тысячи специалистов, на его основе школьниками и студентами подготовлено множество рефератов, курсовых работ. Многие учащиеся именно благодаря этому труду всерьез заинтересовались краеведением, сами начали проводить исследовательские работы.
Время бежит вперед, и кто знает, может быть, Виктор Николаевич, если бы дожил до сегодняшних дней, радовался, что на месте тех домиков, которые строили уралмашевцы сороковые годы прошлого столетия, возводятся комфортабельные многоэтажные дома. В общем-то, это и есть продолжение того, чему он посвятил всю свою жизнь, - созданию города, в котором легко и радостно жить.
Агеев С. Первостроитель: к 110-й годовщине со дня рождения Виктора Николаевича Анфимова (1900-1991) / С. Агеев // За тяжелое машиностроение. - 2010.-3-18 февраля. - С.7
Ергина, М. «И дольше века длится жизнь»
«В тяге, какую испытываешь к человеку, уже прошедшему по земле, всегда есть тайна, и неслышный диалог идет через годы...».
Не помню, кому из великих принадлежит эта фраза. Знаю, она — из прошлого века. Но современна и сейчас. Ее можно отнести ко многим ветеранам Уралмаша. К тем, кто уже прошел свой земной путь, но оставил потомкам незабываемую память о себе и событиях нашего двадцатого века.
Воскресить эту память помогают работники музея истории Уралмашзавода. С недавнего времени у них стало правилом организовывать выставки из фондов музея о людях Уралмаша. Уже прошли первые две. Очередная посвящена Виктору Николаевичу Анфимову.
Он — ровесник века, родился в 1900 году. А в 1991 году его не стало. Немного не дожил до ста. Бывают невосполнимые утраты. Это — о нем. Анфимов — личность уникальная и в чем-то легендарная. Свою жизнь он связал с Уралмашем в тридцатых годах, и она вся прошла в больших трудах на благо родного завода и его людей. Было у него и любимое увлечение. Он стал, можно сказать, летописцем. Глубоко взволнованный грандиозной для того времени стройкой Уралмаша и активный ее участник, Анфимов начал вести записи о важнейших событиях.
«Благодаря его дневникам и любительским фотографиям наш музей практически является единственным хранителем документов истории «отца заводов», -говорят сегодня работники музея. И они правы.
С 1929 года идут записи. Сначала — о возведении первого поселка строителей Уралмаша. Позже — о растущем соцгороде. С участием Виктора Николаевича как инженера и руководителя строились дома, озеленялись улицы, был организован парк отдыха уралмашевцев - Летний сад.
Под стеклами витрин музея лежат его труды: «Соцгород Уральского завода тяжелого машиностроения», «Проекты небольших жилых построек» и другие. Тут же — редчайшая карта 1927 года — плана местности под строительство Уралмаша. Это карта — со знаком Розы ветров в Свердловске, с указанием дорог, лесных массивов, с очертаниями озера Шувакиш...
Невозможно без какого-то особого трепетного любопытства смотреть на личный пригласительный билет В. Н. Анфимову па торжества, посвященные пуску Уралмаша.
На билете дата — 1933 год. На корочке — фотопанорама завода того времени. На развороте своего рода отчет первостроителей-уралмашевцев к этому праздничному событию;
«Изготовлено металлоконструкции 20.710 тонн.
Смонтировано станков — 817 штук.
Сдано в эксплуатацию жилой площади — 182 680 квадратных метров...».
На этой выставке немало и других интереснейших исторических документов. Например, учетный билет за № 2949 специалиста, выданный Анфимову в 1930 году. Такие билеты тогда имели все инженеры и другие специалисты, строящие Уралмаш. А вот сделанная Виктором Николаевичем фотография: цирк на Уралмашинострое. Был, действовал такой цирк и охотно посещался нашими прадедами, дедами, их женами и детьми.
Кстати, фотографий, сделанных Анфимовым и его друзьями в разные годы, в музее множество. Виктор Николаевич даже распределил их по сериям. Заглянем в фотоальбом серии «Соцгород, 30-е годы». Вот улица Культуры... с единственным домом, других еще не было. Вот аллея Летнего сада с красивыми ажурными арками. Вот — заводской стадион и его главная зеленая аллея, выравненная, как по линейке, с побеленными стволами деревьев. Еще одна аллея — на улице Кировградской.
Кстати, не удивительно, что на фотографиях немало парков, аллей. Ведь Виктора Николаевича можно назвать одним из главных озеленителей Уралмаша. Он мечтал сделать завод и поселок городом-садом. Помните: «Я знаю — город будет. Я знаю — саду цвесть...». Анфимов ездил в разные города за саженцами редких деревьев. И па наших улицах появились дубы, грабы, различные виды сирени, акации. К сожалению, их позже безжалостно вырубили. Даже дерево грецкого ореха выросло на нашем гористом уральском хребте и заплодоносило. Оно посажено лично Анфимовым и остается, пожалуй, единственным в нынешнем Екатеринбурге.
Не многие знают, что именно этот человек был в те годы инициатором закладки питомника редких деревьев, которые потом пересаживали на улицы. И такой питомник создали на берегу Шувакиша. Сегодня — это любимейшее место отдыха уралмашевцев среди еще оставшихся посадок тех лет.
Откроем еще один фотоальбом. Он посвящен заводской конной базе. Была такая. Фотографии относятся к 1936—38 годам. Какие красавицы лошади на снимках, а какие у них имена: Мираж, Коханка, Басмач, Белоглазка, Анюта... База располагала племенными рысаками, нередко победителями на многих скачках. Их обслуживали, о них заботились умелые люди. Они тоже на снимках. Все — стахановцы. Тогда это звание говорило о высоком профессионализме.
Сохранились и документы более позднего времени. Заглянем в фотоальбом В. Н. Анфимова 1944 года «Молодежные интернаты». Один такой интернат был расположен в половине знаменитого «Мадрида» (нынешние школьники, наверно, не знают, что так называли их деды здание на перекрестке улиц Машиностроителей и Культуры, в котором сейчас находятся книжный магазин и аптека). Па снимках: чистые комнаты; девушки занимаются в кружке сандружинниц; учатся кройке и шитью; в кабинете врача; в прачечной; в сапожной мастерской; в биллиардной; в красном уголке; на занятиях кружка песни и пляски... И все это существовало, несмотря на войну, на ее трудности и страдания, которые она принесла.
Спасибо Виктору Николаевичу за то, что сохранил нам на память свои дневники и альбомы. Но не только за них. В. Н. Анфимов во многом был человеком незаурядным. Может быть, поэтому судьба подарила ему встречи с интереснейшими людьми.
Еще в юности в родном своем городе Арзамасе он учился в одном училище с А. Голиковым (будущим детским писателем А. Гайдаром, автором книг «Голубая чашка», «Тимур и его команда» и других). Позже, после окончания Томского технологического института, Анфимов работал в Крыму. В знаменитом Коктебеле встретился и подружился с писателем Максимилианом Волошиным и его женой. Их дом на побережье Черного моря пострадал после землетрясения. Волошины попросили молодого друга, дипломированного инженера и строителя Виктора Анфимова помочь в реставрации, что он и сделал от всей души.
Эта дружба продолжалась и после отъезда Анфимова на Урал. Были письма. Позже Виктор Николаевич побывал на могиле М. Волошина, сфотографировал ее и дом писателя. Снимки сохранились в семейном архиве.
Довольно долго В. Н. Анфимов поддерживал дружескую переписку и с писателем В. Вересаевым.
Такими друзьями можно гордиться. И не только гордиться. Вспомним пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Она тем более кстати, что и Виктор Николаевич тоже обладал даром творчества. А значит - неравнодушия, любви к людям, мечтой о прекрасном будущем. А мечтая - о процветающем Уралмаше. Его любил. Не удивительно, что уже в зрелые годы посвятил ему свои стихи:
Только увижу родной Уралмаш,
Так бы часами я все любовался,
Глядя на город разросшийся наш.
Здесь вот когда-то, лет 30 назад, Был всюду лес, пролегали дороги,
Были, наверно, медвежьи берлоги,
Даже сохатый гулял, говорят.
Все это было лет 30 назад.
а теперь вместо леса — бульвары,
Скверы, дома, стадион...
Ночью сверкают машинные фары,
Люди выходят гулять на балкон.
Вот эти улицы, скверы, сады
Мы разводили, мы насадили.
Наши положены были труды
Здесь, когда город мы свой возводили.
Вот почему все во мне заиграет,
Только увижу я свой Уралмаш.
Лучше, чем дома, нигде не бывает.
Кажется, жизнь за него всю отдашь!
Профессионалы могут придраться, мол, не всегда удачна рифма и вообще много восторга. Но никто не может сказать, что нет в этом, пусть несовершенном, стихотворении подлинного большого и благородного чувства громадной любви к Уралу, к Уралмашу, к уралмашевцам разных поколений. А это, пожалуй, ценнее самых совершенных, но бездушных рифм.
Работники заводского музея немало потрудились, собирая материалы для этой выставки — всего об одном человеке. В данном случае о В. Н. Ан-фимове. В их фондах оказался и большой, выполненный в красках портрет Виктора Николаевича. Его нарисовал в 1983 году художник В. Бушуев. Портрет предназначался для картинной галереи Уралмаша. Были планы, увы, не осуществленные, о ее создании. То, что успели сделать художники, хранилось в подвалах здания старого Дворца культуры. И... однажды, во время одной из аварий было затоплено. Немногое удалось спасти, в том числе портреты Анфимова и Героя Советского Союза Оболдина. Первый сейчас в музее, и оказался весьма кстати на этой выставке. Второй передан семье героя.
Немало лет Виктор Николаевич работал главным инженером управления жилищно-коммунального хозяйства Уралмаша. Люди этой службы, помнящие его, отзываются о нем, как о человеке весьма мягком, чутком, совестливом, «не терпящем излишнего кровообращения, вызываемого стрессами», — как они образно выразились. Он умел ликвидировать пли сглаживать «острые углы» взаимоотношений, смягчать стрессовые ситуации, успокаивать, убеждать. Человек доброжелательный, с врожденными принципами добра, любви, внимания к людям, он нес им свою положительную энергию. И получал ответную любовь, уважение. Это ли не пример достойной жизни.
Осмотрев выставку, посвященную В. Н. Анфимову, дорогой читатель, не пожалейте времени — пройдитесь и по другим залам музея. А потом загляните в книгу отзывов посетителей. Здесь вы тоже найдете немало интересного. Для примера приведу одну запись из этой книги:
«Большое спасибо за возможность походить по музею Уралмаша. Для моей второй книги по индустриализации СССР в 30—40-е годы много интересного. Экспозиции воодушевляют для дальнейших исследований. Одного посещения недостаточно. Считаю — надо повторно смотреть все…
Л. Самуэльсон, доктор исторических наук август 1996 года.
А о таких людях, как В. Н. Анфимов, труд которых из прошлого перешел в будущее, можно сказать: и дольше века длится - жизнь!..
Ергина, М. И дольше века длится жизнь / М. Ергина // Ритм.-1996.-30 октября.- С.3
Яковлева, Л. «И знал он - город будет».
«Все эти улицы, скверы, сады
Мы разводили, мы насаждали,
Наши положены были труды
Здесь, когда город мы свой поднимали.
Вот почему все во мне заиграет,
Только увижу я свой Уралмаш,
Лучше, чем дома, нигде не бывает,
Кажется, жизнь за него всю отдашь!».
В. Анфимов.
Этими, пусть не очень совершенными, но искренними строками открываются трехтомные рукописные сочинения «Соцгород Уральского завода тяжелого машиностроения 1929—1975 гг.». Их автор — Виктор Николаевич Анфимов, бывший работник проектного отдела «Уралмашиностроя», бывший главный инженер УЖКХ. Сегодня ему бы исполнилось 100 лет. И хотя давно нет на свете этого интеллигентнейшего очаровательного человека, память о нем до сих пор греет душу.
Свои дневниковые записи Виктор Николаевич вел на протяжении сорока лет. Они и легли в основу воспоминаний, которые были в свое время подарены им музею истории Уралмашзавода, УЖКХ и парткому УЗТМ.
На протяжении многих лет как истинный патриот он собирал всю информацию о родном предприятии, начиная с момента его строительства: это бесценные по своей значимости цифры, факты, фотографии. И ценность этого материала растет год от года, ведь в живых его сверстников фактически нет. Лишь на фотографиях, да в рукописях они остались навечно прекрасными и молодыми,
И не будь этой «самописной» анфимовской истории развития соцгорода начиная с 1929 года, откуда бы узнали современные молодые люди, каким был, с чего начинался Уралмаш?
Работников музея истории Уралмашзавода радует то, что старшеклассники района интересуются историей домов и улиц своей малой родины. Документы Анфимова сегодня не пылятся на полках. По ним школьники пишут свои сочинения и реферату, ищут в них ответы на заковыристые вопросы по истории УЗТМ для викторины «Колесо истории».
Во второй половине февраля в уралмашевском музее пройдут юбилейные Анфимовские чтения, на которых школьники района будут защищать рефераты по истории развития соцгорода.
Дополнительно к постоянной экспозиции к 100-летию со дня рождения В. Н. Анфимова открыт еще один праздничный раздел. Так отмечает Уралмаш вклад в свое развитие этого незаурядного человека.
Виктор Николаевич родился и вырос в Арзамасе. Уже в детстве ему выпало счастье учиться в одном училище с будущим знаменитым детским писателем Аркадием Голиковым (Гайдаром).
После окончания Томского технологического института он попадает в 1929 году на работу в проектный отдел «Уралмашииностроя» и не куда-нибудь, а в группу известного в 30-е годы архитектора Павла Оранского. О работе группы в эти годы он пишет в своих воспоминаниях с большим упоением.
В Коктебеле, В. Н. Анфимов встречался и дружил с семьей художника и поэта М. Волошина и даже участвовал в реставрации его дома, где сейчас расположен музей.
Виктор Николаевич был знаком и поддерживал дружескую переписку с писателем В. Вересаевым.
Общаться с ним (й я знаю это не по рассказам других, а по личному опыту) было чрезвычайно приятно. Виктор Николаевич охотно писал для уралмашевской газеты материалы по истории УЗТМ и даже получил за это в свое время звание почетного рабкора.
Он никогда ни о ком не говорил плохо, а если и видел в человеке недостатки, то пытался найти им объяснение: «Вы знаете, он такой грубый от того, что у него работа нервная!» или что-то еще в таком же роде. Умел приласкать, успокоить, разговорить любого человека.
У него были сердечные отношения в семье. Его жена, как и он сам, писала стихи, а дочка всю жизнь проработала в школе № 22. Их дом с садом, любовно взращенным всей семьей, удивлял всех необычными экземплярами деревьев, включая грецкий орех.
Любовь к красивому — также одна из анфимовских черт характера. Работая в УЖКХ, он был одним из главных инициаторов создания аллей, скверов, парков, в которых до сих пор растут посаженные его современниками липы, дубы, клены…
Была у него в молодости такая мечта — создать на Уралмаше город-сад. Не все сложилось и получилось так, как хотелось. И все-таки он оставил о себе добрую память: в строчках стихов, воспоминаний, в музейных документах. А пока человека помнят, он живет!
Любовь Яковлева
Яковлева, Л. И знал он - город будет! / Л. Яковлева // Ритм.-2000.-10 февр.- С.3
|
|
| |